Новый этап в развитии высшего образования в нашей стране пришелся на 50-е гг. В этот период были открыты новые вузы по всей территории СССР: во Владивостоке, Новосибирске, Иркутске, Уфе, Саранске и других городах. Необходимость открытия новых учебных центров диктовалась быстро растущей потребностью страны в квалифицированных специалистах.
Создание в Ставрополе — Тольятти политехнического института было вызвано объективными потребностями города, развитием его промышленного потенциала. В 1950 г. на Волге в районе Самарской Луки началось сооружение Куйбышевской гидроэлектростанции (ныне — Жигулевская ГЭС). Перед руководством стройки встала задача обеспечить строительство квалифицированными рабочими и инженерно-техническими кадрами. В связи с этим в 1951 г. в Ставрополе-на-Волге по инициативе начальника Куйбышевгидростроя Ивана Васильевича Комзина открылось вечернее отделение Куйбышевского индустриального института (КИИ). Открытие вечернего отделения КИИ положило начало высшему (вузовскому) образованию в нашем городе.
С начала 1950-го года начальник Куйбышевгидростроя И.В. Комзин начал ходатайствовать перед министерством внутренних дел, которому подчинялась организация, о создании образовательных учреждений для подготовки кадров непосредственно в районе строительства. Сделать это оказалось непросто, поскольку в Ставрополе не имелось квалифицированных преподавателей по нужным стройке специальностям. Поэтому министерством принимается решение привлечь к подготовке кадров преподавателей Куйбышевского индустриального института. Старейший в регионе инженерный институт готовил технические кадры по широкому спектру специальностей. Гидроэнергетика и гидротехническое строительство стали еще одним направлением подготовки.
В 1951 году на стройке открывается вечерний филиал индустриального института. Первые годы он имел необычный статус, входя в структуру министерства внутренних дел. Филиал финансировался из сметы строительства Куйбышевской гидроэлектростанции, находясь на балансе Куйбышевгидростроя. Ведомственный подход к организации филиала оказался наилучшим решением в условиях плановой экономики. Закрепление филиала института за строительством дало возможность Куйбышевгидрострою оказывать ему широкую помощь в создании материально-технической базы: возведении корпусов, закупке учебного и лабораторного оборудования, литературы. Немаловажным фактором роста стала и высокая зарплата преподавателей, которую была в состоянии платить головная организация: без нее вряд ли удалось бы достаточно мотивировать первых сотрудников филиала приступить к работе в нем, практически на пустом месте. Руководителем нового учебного заведения стал крупный ученый, специалист в области строительства путей сообщения В.Н. Зубков.
Первый набор в филиал, из нескольких десятков человек, произвели из числа молодых строителей. Их подготовка строилась по системе обучения на рабочих факультетах: днем студенты работали на стройке, а вечером садились за учебные парты. Напряженный график давался далеко не каждому, поэтому имелись случаи отчисления за неуспеваемость, которая была не слишком высокой, особенно по теоретическим предметам. Однако большим достоинством первых групп студентов являлась их значительная практическая подготовка. Приступая к получению высшего образования, они уже имели серьезный багаж знаний, участвуя в одном из крупнейших технических проектов Советского Союза. Многие их дипломные проекты впоследствии будут внедрены в промышленных и строительных организациях города. Состав преподавателей комплектовался как из сотрудников индустриального института, так и из крупных инженеров-практиков, работавших на строительстве.
На первых порах в работе возникали значительные организационные трудности. И летом, и зимой преподаватели из Куйбышева ездили на занятия, проводившиеся блоками, на бортовых грузовиках, подчас в суровые морозы. Регулярное сообщение между Ставрополем и Куйбышевом (Самарой) еще отсутствовало, поэтому занятия могли срываться или переноситься. Постепенно Куйбышегидрострой начал выделять жилье для филиала: преподаватели из Куйбышева начали перебираться в город на постоянное место жительства. В середине 1950-х годов у филиала появились первые собственные учебные корпуса, что дало возможность приступить к формированию стационарной учебной и лабораторной базы. Тогда, в 1956 году, состоялся и первый выпуск студентов. К этому времени филиал вырос в крупное образовательное учреждение. В его стенах обучалось уже около 700 студентов. Действовала учебная лаборатория. К концу 1950-х годов был сформирован учебный полигон действующих станков и оборудования.
В 1968 году, с началом работ по строительству Волжского автомобильного завода появляется автомобильный факультет. В это же время, министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, в подчинение которому перешел филиал после завершения строительства Куйбышевской гидроэлектростанции, приняло решение о преобразовании его в самостоятельный политехнический институт. Уже к середине 1960-х годов для этого имелись необходимые основания. Филиал обладал собственными учебными корпусами, лабораториями и общежитиями. Численность учащихся в нем превысила тысячу человек, а число преподавателей подошло к полутора сотням.
Источники и литература
- Прохоренко И. А. Тольяттинский политехнический институт: этапы становления // Концепт. — 2015. — Спецвыпуск № 22.
- Тольяттинский государственный университет: шаги становления (к 65-летию основания Тольяттинского политехнического института) — [электронный ресурс] https://tgl.ru/