На примере села Сабакаево, Ульяновской области
После окончания Великой Отечественной войны перед нашей страной встали невиданно сложные задачи. Надо было ликвидировать тяжелейшие последствия опустошительной войны, накормить, одеть и дать кров миллионам людей, перевести экономику на мирные рельсы, найти ресурсы для дальнейшего экономического и культурного строительства, обеспечить обороноспособность СССР. И ничего нельзя было отложить на завтра. Война уничтожила третью часть богатств страны и свыше 27 млн наших соотечественников. В то же время победа в войне привела к росту самосознания народа, к пониманию того, что он заслуживает лучшей жизни. События 1945 года, освобождение Европы Красной армией повлияли на фронтовиков, увидев жизнь в Европе, они задумались, что жить можно по-другому.
Деревня сделала огромный скачок в улучшении благосостояния народа. В течение жизни одного поколения произошли такие изменения, какие не происходили на протяжении столетий. Причины этого кроются в научно-техническом прогрессе, в возможности и желании государства повысить благосостояние народа, в уменьшении административного давления на колхозников.
Бывший работник ЦК ВЛКСМ Л. Карпинский вспоминал о том, что в молодых людях послевоенных 1940-х годов чувствовалось настроение «активного, злого неприятия того бедственного состояния, в котором находился народ. Многих просто давила нищета, трагедийность жизни своих семей, отсутствие жилья, еды, заработков, и, конечно, та ложь, которая их окружала».
Инфраструктура, домостроение и быт
В селе Сабакаево, Ульяновской области до начала 1960-х годов строили бревенчатые дома: пятистенки, фундамент был столбчатый, установленный на дубовых «стульях», размером обычно 4х8 метров. Внутри дома, под полом делали завалинок из жердей и земли. Крыши крылись в основном соломой или камышом, изредка встречались тесовые крыши. Говорить о серьезном строительстве в 1930–1950-е годы не приходится. Люди доживали в домах, построенных до этого времени. Строительство происходило только по «особой нужде», например, в случае пожара.
Массовое строительство началось в конце 1950–1960 годов. Связано это было прежде всего с тем, что жилищный фонд просто пришел в негодность. Если при строительстве Куйбышевской ГЭС, народу из зон затопления помогало государство, то народ вне затопления был предоставлен самому себе.
Дом мой был построен в 1961 году, размером 4 х9 метров на дубовых «стульях». Материалы добывали: когда из леса своруешь, когда колхоз иногда поможет 1-2 кубами, строили из всякого гнилья и дров. Вместо пакли использовали мох, гвозди покупали в магазине. Крышу я покрыл покупной толью. В 1966 году смог залить каменный фундамент. Позже начали появляться лимиты на шифер, простояв в очереди несколько лет, в 1969 я перекрыл крышу шифером.
Сабиров Шарифулла, старожил села Сабакаево
Все это говорит о том, что государство мало волновало, как строиться народу в деревне; на воровство древесины леса «смотрели сквозь пальцы». Несмотря на то, что цемент было трудно достать, он приходил по лимиту. Приходилось подолгу стоять за ним в очереди, многие жители села стали заливать именно каменный фундамент.
Жителю села, участнику ВОв Тагирову Ахмету, находясь во время войны в Восточной Пруссии, приглянулись дома на высоком фундаменте. Они были с большими и высокими окнами, с подвалом в рост человека. Воплотив эту идею, он был первым в селе, кто построил такой дом. Многие потом последовали этому примеру. Размером он был 5х10 метров, его высота была 2.80 метра, с большими окнами и подвалом на полдома. Бревна для строительства, конечно, трудно было достать. Ахмет работал монтером радиосетей, и именно на работе он добыл старые телеграфные столбы, из которых собрал сруб. Он первым в селе сделал канализацию в доме: в колодец на улице сливалась вода с кухни. Туалет был, конечно, на улице. Коммунальная сфера вплоть до проведения природного газа в 1991 году, особых изменений не претерпевала.
Хотя в 1960 году в селе был построен водопровод, в дома вода не была проведена. Воду брали из уличных общественных колонок.
Отопление оставалось печное, обычно зимой топили 2 раза: утром и вечером. В задней избе была русская печь, в которую монтировалась плита для приготовления еды, иногда котел. В этом пекли хлеб и пироги, ставили на томление щи и картошку. Летом часто готовили во дворе, где устраивали летнюю плиту. Керогазов, нагревательных приборов, работающих на горючей смеси, состоящей из паров керосина и воздуха еще не было, керосинки встречались тоже редко. Они были очень пожароопасные, особенно в руках домохозяек, поэтому особого распространения в деревнях они не имели. В конце 1940 годов происходила электрификация села. На общих собраниях колхозников 23 ноября 1948 года был принят план электрификация колхозов села. А в 1961 году электричество подключали жителям села. До этого сельчане пользовались керосиновыми лампами и фонарями «летучая мышь». В начале 1970 годов появился баллонный газ. У каждого дома на улице стояли специальные железные ящики, в которые умещались 2 баллона. Стоило это очень дешево.
В начале 1950-х годов от города Мелекесс до села Рязаново дорогу засыпали насыпью и замостили булыжником. Эта дорога проходила по современной центральной улице Ленина в Сабакаево. В середине 1960-х эту дорогу заасфальтировали. Сельские улицы до 60-х были в зелени и бурьяне, только посередине улицы протаптывалась колея телегами. С появлением большого количества тракторов улицы обычно замесивались в грязь, в которой по весне и осени сами трактора и тонули.
В 70-е XX века годы положение со стройкой домов так же заметно улучшилось. Гражданам СССР дали возможность получить часть леса в виде делянки по 10–15 кубов на обработку. В это время свою работу начинают колхозные и леспромхозовские пилорамы. В Сабакаево появляются первые кирпичные дома, с хозяйскими постройками, сараями, воротами. Поэтому практически найти в селе дом 60-х годов в первоначальном виде невозможно.
В центре села на площади (она представляла собой вытянутый прямоугольник, застроенный с трех сторон зданиями) в 1970-е годы были построены: здание администрации, дом культуры, современная средняя школа и сельская столовая. Так же на территории села возвели детский сад. В колхозе – новые животноводческие комплексы.
В это время колхозы получают государственные субсидии на жилищное строительство. В центре села начал строиться коттеджный поселок из двухквартирных каменных домов с центральным отоплением и канализацией. В них переселялись колхозники с бюджетниками из села, так и пришлые люди для работы в колхозе. Строительство продолжалось до начала 90-х годов. Всего было построено 66 двухквартирных домов. Конечно, дома были в чисто советском стиле – «одинаковые серые коробки под шифером».
Следующий этап улучшения жизни села связан с именем председателя колхоза Хайбулаева Анатолия Григорьевича. Приехав в Сабакаево, он сильно удивился контрасту между богатством колхоза–миллионера и жизнью простых людей в села. Ведь рядом в 3 километрах в городе Димитровграде проходит газовая труба, а люди ходят по колено в грязи, топят дома дровами. Именно Анатолий Григорьевич организовал сбор средств с народа, вложил много и колхозных средств и в 1991 году село было газифицировано.
Только в 1992 году по основным улицам села был проложен асфальт за счет средств колхоза. Это всколыхнуло дальнейшее строительство: люди стали пристраивать отдельные котельные, комнаты, заводили домой воду, выводили канализацию, ставили дома туалетные и ванные комнаты. Убирали русские печи и голландки, но не сразу. Некоторые переносили печи в пристрой, потому что отказаться от домашнего хлеба и пирогов с перямячими было сложно. Голландки держали на всякий случай, но такой необходимости за 30 лет не случилось. В настоящее время дома, где сохранились печи можно пересчитать по пальцам.
Питание
В первые послевоенные годы сельское население питалось в основном хлебом и картофелем. Зато было хроническое недоедание по таким высококалорийным и качественным продуктам, как мясо, молоко и яйца. Пища крестьянина была простой: супы, каши, тыква, пироги. Часто на столе появлялся вареный или жареный картофель с солеными огурцами и капустой. Мяса потребляли мало. Фруктов не хватало. Лишь в немногих подсобных хозяйствах имелись яблони и груши, так как за них надо было платить государству дополнительный налог. Так же крестьяне собирали много грибов и дикорастущих ягод: смородину, малину, вишню, клюкву.
В марте 1956 года в устав сельхоз-артели были внесены изменения, разрешавшие колхозам устанавливать размеры приусадебных участков и количество домашних животных в личном пользовании, а также определять обязательный минимум трудодней для членов хозяйства. На приусадебном участке крестьяне выращивали картофель, капусту, свеклу, морковь, помидоры, огурцы, тыкву, репу и редис.
В конце 1970-х годов в каждом доме появились холодильники «ЗИЛ». До появления холодильников продукты хранили в погребе.
Одежда
Люди послевоенной советской деревни были очень бедно одеты. Значительная часть мужчин ходила в поношенном военном обмундировании, заплатанном в некоторых местах. Особенно ценились гимнастерки, брюки-галифе, шинели из так называемой «комсоставской» ткани. Но наиболее распространенным видом одежды являлись телогрейки, называемые «фуфайками». Из обуви очень распространенными были резиновые сапоги. Предел мечтаний молодого парня – пальто из драпа, шерстяной костюм, хромовые сапоги. Признаком достатка считались наручные часы и велосипед.
В начале 1950-х годов юноши и девушки из более зажиточных семей стали приобретать зимние суконные полупальто с овчинным воротником и хромовые сапоги. Почти все деревенские женщины носили головные платки, мужчины – шапки-ушанки, кепки, фуражки. Верхняя одежда либо покупалась в магазине, либо ее шили из покупной ткани у местного портного-частника на швейной машинке «Зингер». Такие портные были почти в каждой деревне. Детям одежду часто перешивали из одежды взрослых. Деревенским школьницам стали шить школьную форму — коричневое платье и черный или белый фартук. Сельские мальчишки о школьной форме не могли мечтать. В деревню она не поступала, а шитье таковой в условиях сельской жизни являлось затруднительным. Нужны были: фуражка, по форме напоминающая военную, ремень с бляхой, на которой изображены развернутая книга и буква «Ш», светло-голубая ткань хорошего качества для костюма. В деревне постоянно остро стояла проблема детской обуви. В магазин ее почти не завозили, а деревенские сапожники не брались за изготовление таковой из-за трудоемкости и невозможности многих односельчан хорошо заплатить за выполненную работу. Поэтому летом сельские мальчишки первых послевоенных лет ходили босиком, а в холодное время года обували резиновые или кирзовые сапоги и валенки, предназначенные для взрослых.
Местное начальство и сельская интеллигенция отличались одеждой и обувью от колхозников. Они одевались по-городскому. Женщины носили платья и блузки из шелка и штапеля, юбки из шерсти, покупные туфли, пальто. Мужчины одевались в шерстяные костюмы, пальто, зимние полупальто-«москвички», носили хромовые сапоги и белые валенки. Часто на хромовые сапоги обували резиновые калоши с красной байковой подкладкой. В первые послевоенные годы в крестьянских семьях нижнее нательное, а также постельное белье еще было в основном домотканым. Его шили из хорошо отбеленного холста, сырьем для которого в этих краях являлась конопля. Она выращивалась в колхозах, совхозах и в личных крестьянских хозяйствах. Из домотканого холста шили не только нательное и постельное белье. Книги и тетради младшие школьники носили в холщовых сумках, перекинутых через плечо. Из самодельного холста шили скатерти, салфетки, полотенца с красивыми вышивками, которыми не только вытирали лицо, но и украшали иконы, картины, портреты, фотографии, часы-ходики, зеркала, висевшие на стенах крестьянских домов.
Форма школьников, 1961 г. Работники колхоза ,1962 г.
Досуг
На электрических столбах, установленных в 1960 годы протянули радиосеть. До этого радиопродуктор был только около здания правления колхоза, а теперь радиоточки появились в каждом доме. Вместе с электричеством появились радиолы и виниловые пластинки, в начале 70-х – телевизоры. Чтобы добиться хорошего сигнала антенны поднимали на 8-15 метровую высоту на жердях.
Для сельской молодежи радио являлось одним из немногих средств знакомства с новыми песнями. Эти песни запоминали и разучивали на слух, их потом пели на клубной самодеятельной сцене, в поле, вечерами на сельских улицах. Это были песни о минувшей войне, молодежи, любви, Родине, партии, Ленине и Сталине, о рабочих и колхозниках, а также народные. Часть полюбившихся молодежью песен звучала в кино. Несколько позднее популярным стал среди юношей и девушек сборник «Песни радио и кино». Вечерний досуг юноши и девушки проводили в сельских клубах или в клубах и домах культуры промышленных предприятий городов. В обычные дни там проходили танцы (в городах – платные, в сельской местности – бесплатные), демонстрировались кинофильмы. В праздничные дни (1 Мая, 7 Ноября) в клубах и домах культуры читались лекции и доклады, организовывались концерты художественной самодеятельности, ставились любительские спектакли.
Замужние женщины зимними вечерами занимались прядением и ткачеством, вышиванием, а в праздники ходили друг к другу на «посиделки», вели разговоры на бытовые темы, сплетничали о своих односельчанах. Мужчины собирались вечерами в одном из домов, играли в карты, беседовали о минувшей войне, о политике, хозяйственных делах, иногда пили самогон или брагу.
Так же практически в каждом доме с середины 1950 годов были велосипеды, а с конца 1960-х широко распространились мотоциклы. Для их получения нужно было стоять в очереди, но продвигалась она быстро. Существовали легкие мотоциклы «Минск» и «Восход», чешская «Ява» – предел мечтаний молодежи 1970-1980-х годов. Среди средних мотоциклов – «Юпитер» различных модификаций. Тяжелые были представлены «Днепром» и «Уралом». Первые машины у жителей села начали появляться в конце 70-х годов XX века. Имея свободные деньги купить машину было все равно не просто, за ней нужно было стоять огромную очередь или же получить заветный талон за успехи в труде. Первые машины купили передовые колхозники: Ягафаров Набиулла – «Жигули» 1 модели, Салахов Рашит – «Нива», Галяутдинов Сахаб– «Москвич».
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что после окончания Великой Отечественной войны надежды большинства советских людей на заметное улучшение повседневной жизни не оправдались. В первые послевоенные годы советские люди скудно питались, бедно одевались, испытывали нужду в самом необходимом. Однако в 1960–1970-е годы материально-бытовое положение основной массы населения СССР по сравнению с первым послевоенным десятилетием и довоенным периодом стало значительно улучшаться. Это благоприятно сказалось и на массовых настроениях людей.
Конечно, после смерти Сталина советским руководством предпринимались меры по улучшению жизни в деревни, но развитие инфраструктуры началось в селе только в 1970-е годы.
Литература
Федченко М.Н. Повседневная жизнь советского человека (1945-1991 гг). – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. – 231 с.
Фото взяты из личных архивов жителей с. Сабакаево, Ульяновской области