Период политической раздробленности (XII – XV вв.)

Золотые ворота во Владимире

Ворота были построены при Андрее Боголюбском в 1164 г. и несли функцию как оборонительного сооружения, так и триумфальной арки, высота их достигала 14 метров. В центре площадки верхнего яруса возведена надвратная часовня в честь Положения риз Богоматери.

В 1238 году во время осады города, хану Батыю не удалось пробиться через укреплённые ворота, однако деревянные стены южнее ворот не выдержали вражеских ударов. До наших дней Золотые ворота дошли в сильно измененном виде.


Успенский собор во Владимире

Строительство собора было начато Андреем Боголюбским в 1158 г., а завершено в 1160г. Храм имел традиционную крестово-купольную архитектуру.

В 1185г. после пожара храм пришёл в аварийное состояние, его перестроил Всеволод Большое Гнездо. При этом собор был обнесен галереями, апсиды также были демонтированы, но, несмотря на множество последующих реставраций, в целом, храм до сих пор сохранил свой облик, каким он был до монгольского нашествия. В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

Успенский собор был главным во Владимиро-Суздальском княжестве до возвышения Москвы, здесь находилась икона Владимирской Божьей Матери.


Лествичная башня в Боголюбове

Недалеко от города Владимира, на левом берегу Клязьмы, расположен поселок Боголюбово с небольшим монастырем. Это место было княжеской резиденцией, но город процветал недолго — всего 17 лет, пока в 1174 г. заговорщики не убили князя Андрея. От всего дворцового ансамбля, который был построен в 1165 г., чудом уцелела только одна лестничная башня с переходом в собор. Сам собор не дошёл до наших дней, в 1751 г. его вновь построили на старом фундаменте.

Винтовая лестница на 2 ярусе башни выходит в сени, которые некогда служили связующим звеном между дворцом князя и собором. Башня в Боголюбове имеет отличительную особенность: она не примыкает вплотную к собору (как у многих сохранившихся построек Древней Руси), а связана с ним переходом – уникальным сооружением древнего зодчества.


Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор построен при Всеволоде Большое Гнездо в 1194-1197 гг. Это крестово-купольный четырехстолпный белокаменный храм, который имел обильные фасадные украшения (около 600 рельефов), благодаря чему получил также название «белокаменная книга».

Собор отличается особой гармоничностью. Соединив в себе лучшие архитектурные черты прежних сооружений XII в., храм является результатом значительного развития зодчества Владимиро-Суздальской земли.


Храм Параскевы Пятницы в Чернигове

Строительство пришлось на конец XII-начало XIII вв., церковь была возведена рядом с торгом. Зодчим был Петр Милонег. Это крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм.

Уникальной деталью архитектуры является наличие трёхступенчатых арок – закомар. В кладке стен применена особая техника «в ящик», когда снаружи стены состоят из кирпича, а внутри заполнены раствором.

Церковь восстанавливали несколько раз, однако в XVIII в. в облике храма произошли глобальные изменения: он стал семикупольным. В годы Великой Отечественной войны церковь была разрушена, но впоследствии ее восстановил известный реставратор П. Барановский в её древних формах в 1943-1962гг.


Церковь Параскевы Пятницы на Торгу

Пятницкая церковь на Торгу заложена в 1207 г. в Новгороде на средства местных купцов. Крестово-купольный четырёхстолпный одноглавый храм, его лаконичные и упрощённые до предела формы достаточно хорошо отражают традиции новгородского зодчества этого времени.

Отличительной чертой в строении является башнеобразный тип храма, такая вариация появляется в новгородской архитектуре впервые. Со строительством Пятницкой церкви новая трёхлопастная форма в завершении фасадов была активно востребована на протяжении XIII-XV веков и стала одной из главных опознавательных особенностей новгородской архитектуры.

Храм многократно страдал от пожаров, в 1524 г. при его восстановлении был найден клад с древними новгородскими рублями.


Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Собор был построен в 1230-1234 годах на месте белокаменного храма, построенного Юрием Долгоруким в 1152г., по приказу Святослава Всеволодовича. Перестройка храма длилась до самого монгольского нашествия.

Храм простоял более 230 лет и около 1460г. начал рушиться под тяжестью главы. Архитектор Василий Ермолин проявил высокий профессионализм, восстановив храм в наиболее достоверном виде, не имея при этом достаточных возможностей для детального изучения прежнего облика. В последующие века храм претерпел различные перестройки: в XII веке к нему была пристроена шатровая колокольня, в XIII веке появилась луковичная глава, затем была пристроена ризница. Облик храма таким образом полностью изменился, но в 1920-1930 г. под руководством Барановского храм отреставрировали, раскрыв его первоначальный облик. По данным археологических исследований, нынешний храм точно повторяет план собора XIII в.


Храм Николы на Липне

Храм был построен в 1292 г., в 9 км от Новгорода. Он основан архиепископом Климентом. Это однокупольный, четырёхстолпный храм с трёхлопастными закомарами

После монгольского нашествия русская архитектура переживала упадок, монументальное строительство прекратилось примерно на полвека и возродилось лишь в конце XIII в. Теперь оно было сосредоточено преимущественно на Северо-западе (Новгород и Псков), а так же в области Москвы и Твери. Храм Николы на Липне — первый каменный храм в Новгороде, построенный после разорительного нашествия, поэтому он является особенным.

Храм был закрыт в 1764 г. во время секуляризации церковных земель, поэтому в 1930 г. искусствоведам удалось изучить первозданные фрески. Храм был сильно поврежден во время войны, и восстановлен уже в 1956г.


Церковь Федора Стратилата в Новгороде

Церковь построена в 1360-1361гг. по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Это крестово-купольный четырёхстолпный одноглавый и одноапсидный храм.

На фасадах храма Федора Стратилата, особенно на барабане и апсиде, располагается немало декоративных элементов. Фрагментативно сохранилась фресковая роспись, которая приписывается ученикам Феофана Грека.

В архитектуре церкви слились смоленское и готическое направления, что поспособствовало становлению нового стиля, характерного для новгородской архитектуры до первых десятилетий XV в.


Церковь спаса Преображения на Ильине улице

Церковь построена в Новгороде в 1374г. жителями Ильиной улицы во главе с боярином Василием Даниловичем. Это традиционный крестово-купольный четрёхстолпный одноглавый храм.

Стены храма были расписаны Феофаном Греком, величайшим иконописцем из Византии. Уцелевшие фрески – немногое, что сохранилось из его работ. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.

Этот храм, наряду с более ранней церковью Фёдора Стратилата, олицетворяет завершение процесса формирования нового направления в местном зодчестве. Для него так же характерно обилие декоративных элементов.


Ферапонтов монастырь

Монастырь был основан в 1398 г. монахом Ферапонтом, и был расположен в районе города Кириллова. Первоначально монастырь был малочисленным, но вскоре наряду с Кирилло-Белозерским он становится местом паломничества русской знати.

В XV-XVIв. монастырь стал значительным культурным центром, из стен которого вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны. Ферапонтов монастырь был важным центром книжного дела, он также является единственным местом, где сохранилась вся внутренняя роспись иконописца Дионисия, датируемая 1502 г. В XVII в. монастырь стал местом заточения Патриарха Никона.


Успенский собор в Звенигороде

Собор построен князем Юрием Дмитриевичем, сыном Дмитрия Донского в 1399-1400 гг., Это был четырехстолпный храм крестово-купольной архитектуры.

Внутри собора частично сохранились росписи Андрея Рублева и Даниила Черного. Успенский собор — первый из четырёх полностью сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах.


Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Собор построен в 1422г. при содействии князя Юрия Дмитриевича, традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм. Он расположен в Сергиевом Посаде Московской области.

Этот собор стал одним из первых мемориальных памятников Московской Руси (построен в память о заслугах Сергия Радонежского).

Собор расписан и украшен лучшими мастерами того времени – Андреем Рулевым и Даниилом Черным. Иконостас Троицкого собора — уникальный памятник московской школы живописи начала XV в. В настоящее время он состоит из пяти ярусов; 40 икон его трех средних рядов полностью сохранились от времени сооружения храма. Первоначальная стенопись не сохранилась, а древний облик храма оказался искаженным.


Успенский собор Московского кремля

В 1479 г. по указу Ивана III, Успенский собор был восстановлен на месте обрушившегося ранее собора. Для его строительства был приглашён итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Это шестистолпный пятиглавый храм, но в нём отсутствует традиционная крестово-купольная система.

Архитектура храма является необычной для русского зодчества, поскольку он выполнен с применением западноевропейских приёмов.

Этот собор был важным государственным и культурным центром: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.


Благовещенский собор Московского кремля

Собор построен при Иване III в 1484-1489 годах, здание храма входило в состав великокняжеского, а позже – царского дворца. Здание построено как четырехстолпное трехапсидное сооружение с новой формой завершения – трёхглавие.

В то время как большинство кремлевских построек возвели итальянские мастера, строительством Благовещенского собора, согласно летописи, занимались мастера из Пскова. Собор имеет большое значение как памятник русского зодчества.


Грановитая палата Московского Кремля

Палата построена по приказу Ивана III в 1487-1508 годах, для её строительства были приглашены итальянские архитекторы – Марко Руффо, Пьетро Солари и др. Название связано с внешней обработкой фасада гранёным камнем, такой приём характерен для итальянского стиля эпохи Возрождения.

Здесь, по Красному крыльцу (площадка перед входом в Святые Сени) русские цари проходили на коронацию в Успенский собор, а после кланялись с него земным поклоном народу.

Грановитая палата представляет собой большой торжественный зал для званых обедов, дворцовых церемоний, государственных совещаний, приемов иностранных послов, заседаний земских соборов. Для царевны и царицы была создана особая комната-тайник, в которой через окошко можно было наблюдать, что происходит в зале.


Спасская башня Московского кремля

Московский Кремль состоит из 20 башен. Самая главная из них – Спасская ─ была построена в 1491 г. при Иване III итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Первоначально башня называлась Фроловской, а свое современное название получила в 1658 г. по указу Алексея Михайловича.

Ворота Спасской башни всегда мели особое значение: для парадного въезда они используются и сейчас. Здесь же располагаются знаменитые кремлёвские куранты, которые впервые заработали в XVI веке. С XVII века до 1935 года башню украшал двуглавый орел, после чего была установлена советская пятиконечная звезда с серпом и молотом.


Архангельский собор Московского Кремля

Собор построен в 1505-1508 гг. Иваном III с целью обновить пришедший в ветхость родовой храм, так с возведением Архангельского собора была завершена перестройка великокняжеской резиденции.

Этот пятиглавый шестистолпный крестово-купольный храм выполнен в традиционном для древнерусской архитектуры стиле, хотя для строительства был приглашен итальянский архитектор Алевиз Новый.

Это место стало усыпальницей всех московских правителей.