Василий Новокрещёнов «Я исконно ставропольский…»

Новокрещёнов Василий Фёдорович (1904-1999). Уроженец бедной крестьянской семьи, коренной ставропольчанин. Работал в прислуге на ставропольских дачах, ломовым извозчиком, в лесозаготовительной артели. В 1930-е гг. — председатель колхозов в Русской Борковке и Жигулях. Один из основателей и первый директор городской мебельной фабрики. Автор данных воспоминаний.

Детские годы

Дед мой по отцу был в Ставрополе пильщиком дров: пилой маховой пилили, парой ходили. Отец занимался сельским хозяйством. Сельское хозяйство очень маленькое. Потому что царь давал землю только на мужскую душу. В нашей семье было только две души — вот на две души и дали. Земля была закреплённой навечно, бесплатно — за неё никаких налогов не брали. Мало земли были. В Думу ходили: земельное управление давало дополнительно землю в аренду. Аренда большая. Неважно, земля хорошая или плохая, — всё равно денежки плати. Мы понятия не имели, что такое пшеничка. Белый хлеб ели только в праздники большие: на Рождество, на Пасху. А так — матушка-ржанинка1, всё. Хорошо, что на лошади я работал всё время, лес возил. Лошадь надо кормить, а раз кормить, то, значит, не просто тоавой. Раз на ней возишь лес — значит, надо хлеб. Лошадь была, коровёнка была…

Отца моего дед восьмилетнего выкинул из дома, и он пошёл к купцу Маркову, который содержал, как в ту пору называли, «гостиницу». Дом белый, каменный, сохранился до того, как стали Ставрополь ломать, после революции там уже советская власть организовала артель «Красная заря», валенки валяли…

Когда я уже взрослый был, идём, бывалоча, улицей Базарной — отец говорит: «Ты во дворе родился. В этом доме, в этом дворе мы жили, я был же пекарь-кондитер — с восьми лет». А до этого он подавал чайники на стол: водяник большой, чайник фарфоровый и маленький заварной.

Народ приезжает из деревни — никаких раздевалок, ничего нет: зимой шубы вокруг стола сбросят… Вот, скажем, собрались трое односельчан, привезли пшенички, ну и решили: «Ну что, с мороза-то выпьем». Возьмут селёдку со стол, калач чудный, бутылочку за белой головочкой — сели, выпили, и одного воза пшенички нет, пропили…

Сам я с восьми лет работал у купца Лобанова на ставропольских дачах. Ставил с сестрёнкой Анечкой (она постарше меня была на 4 года) господам по 80 самоваров в день. Дело в том, что мои отец и мать работали у него, у Лобанова-то. Мать на кухне, отец ремонтные работы делал, а мы с сестрёнкой вот ставили самовары. Их выстоим шишками, а поднять-то не осилим на стол: надо же там смести пепел, вымыть, вытереть. Так вот, старшие прибегут, помогут поднять, а мы ходим с тряпками, вытираем. А после всего этого старшие несут господам самовар и поднос. На подносе французская, скажем, утришняя булка, пара яичек, масло сливочное, сыр — завтрак, словом, господский.

Сыром мы брезговали — я его не ел. Хотя сыр был исключительный, конечно. Просто мы не кушали. Свой огород, сами садили. Всё садили. А помидоры не садили — мы ею брезговали. А потом разобрались — оказывается, продукт очень приятный, и стали сеять помидоры. Так и жили: в поле — тыква, картошка. И на огороде. Огороды были большие.

Графская экономия

В Подстёпках барин жил — управляющий графа Орлова-Давыдова. Сам граф приезжал в два года раз2. Почему так — не знаю. Когда я работал в борковском совхозе и был директором совхоза в Жигулях, его личный кучер ползком, еле-еле, но каждое утро приходил на конюшню — настолько у него воспитанность была. Управляющий в Жигулях был какой-то Франц3, а здесь, в Степана Разина — Ландо. В Жигулях на центральной усадьбе помещения были каменные. Два дома: двухэтажный и одноэтажный. В Усолье — основная усадьба4. К ограде подходишь, смотришь – там орёл с двумя головами. Самого графа видел только на картине: часто бывал в Москве, заходил в Третьяковку и вот там видел со всей семьёй.

Я с кучером разговаривал. Приходит сообщение: барин прибыл в Самару. У меня, говорит, было три пары лошадей — белые, чёрные и каурые. И в подчинении были конюхи. Управляющий к ним никакого отношения не имел — подчинялись напрямую графу. Запрягаю, говорит, две пары — и пошёл горами: на Сосновый Солонец, по большаку, там раньше были берёзы посажены по обеим сторонам. Дорога называлась «этапная» — при Екатерине гнали заключённых в Сибирь. Этапы были большие, шли пешком, а лошади продукты везли. И посадочные материалы — заключённых заставляли сажать берёзы вдоль дороги.

От этих берёз там сейчас остались одни дупла. Мы на лошадях возили грузы в зимнее время разными путями. Первый путь — Волга встала, снег мелкий, и через горы. Моркваши, Отважное, Бахилово, и едешь Волчьим оврагом (в Волчьем овраге был кордон, лесником от царя была Марья Ивановна, я её знал, тоже останавливался), выезжаешь на Рождествено, Ширяево. Как только снега пошли — уже не разъедешься: оттуда обоз, отсюда обоз и начинаешь жребий кидать — кого скидывать.

Народ берёт сани с грузом, переставляет, проедут — потом на место ставят… 60-80 верст получалось. А если поехать через Красный Яр, через Курумоч’ — тут и все 120 было. Я лично первое время, когда повзрослел и подряжался возить водку, таким образом возил водку на колёсах (была своя лошадка). Водку не возили ни пароходами, ничем — потому что были экономисты, подсчитали, что водки везут на 10 копеек, а ящиков на столько-то. Гораздо выгоднее нанять лошадей: тут уж везут только чистую водку. Вот я везу, скажем, 25 вёдер — мне на них даётся две бутылки на бой. Если они разобьются, с меня уже денег не берут, если нет – мне их выставляют, можешь забирать. Я забираю и тут же прямо у них в магазине оставляю, они мне деньги платят. Вот такой был порядок.

Ставропольские дачи

На дачах у каждого хозяина кухня своя. Которые ходят в гостиницу, а которые сразу соглашаются на харчи хозяина: договариваются, как кормить, чем кормить и так далее. И хозяин, значит, старается…

Ставрополь, район Восточных песков. Главный въезд в дачную местность. Фотооткрытка нач. 20 века. Фонд ГМК «Наследие».

Я в школу когда ходил, на каникулах несколько лет у одних и тех же персов работал — они каждый год приезжали (а когда уезжали, всю посуду, начиная от вилок, ножей, тарелок и всякой всячины, они оставляли в корзинках у нас). Они нефтяники, богатые, а как Вот утречком я прибегаю, покамисть на базар повар собирается (как дачи кончаются — специальный дачный базар был: всё свежее из деревни возили, начиная -от лука и кончая телятами) и в первую очередь иду подметаю их комнаты. Жили — им никакой обстановки не нужно: койка, стул, вот и всё. И терраса обязательно, где они кушали, играли в лото и встречались с гостями. Я лично в эти встречи радовался.

Потому что хозяин подзывал меня пальчиком и говорил: «Две пары лошадей нам». Я бежал в центр дач, там коновязь, крупный магазин — шаминский». Там извозчики сидремлют, кто в карты играет, кто чего. Я их уже изучил. Подхожу, тихонько говорю: «Дядь Вань, так и так». Он раз — пролётку, пару лошадей с бубенцами. Я сажусь, как барин, и еду до хозяев. Извозчики мне попятаку дают, за то что я их пригласил. А хозяин сразу даёт десять копеек на чай, за то что пригнал лошадей. Вот и у меня отец больше всего занимался этими делами. Он уж всё это делото изучил. И, бывалоча, мне рассказывал: «Вон, говорит, Степан Иванович помер, легковой извозчик. Они уж так уважали меня». У моего отца специально было несколько человек таких извозчиков. Он говорит им: «Будут такие-то дачники — завози в любое время, ночь-пол- ночь, к нам, к Лобанову, найдутся свободные места».

Ставрополь. Дачный курзал. Фотооткрытка нач. 20 века. Фонд ГМК «Наследие».

Вещи берёт сразу ломовик… Я вот ломовиком был, когда подрос. В городской думе специальный отдел был платил туда, давали два номерка: один на телегу или к дуге, а один, маленький, в кармане. Я вам номерок отдаю — и вы меня ночь-полночь найдёте, я никуда не пропаду. Персы, как и другие приезжие господа, ездили на кумыску. А кумыска вы знаете где? Она была, где у автозавода оборудование, правее к Степана Разина. Там пасли табун — много лошадей, потому что очень много хозяев было, которые держали. И там у каждого хозяина — у Климушина, у Никитина и так далее (вплоть до того, что бритовские богатые татары и те держали лошадей) были сделаны сараи, и татарки делали кумыс в лошадиных кожах, «курдюках». Из курдюка, как он сквасится, разливали по бутылкам, пробками завёртывали, в корзинки — и увозили на дачи. И на дачах здесь было что- то вроде больницы: кумыс прописывали». Кумыс был очень хороший, полезный. Разный: средний, малый, высокий». Возили его только ночью — днем невыносимо: пробки вылетали от жары. В плетёнках по 20 бутылок… И вот поздно вечером — назад. Всё было строго. Дачи были горожены, и у самых главных ворот стояла городовая будка, полицейские.

Вы едете с бубенцами ночью — останавливают: «Снимайте, не беспокойте господ»… Я жил на Лузановской, а рядом, на Полевой, была большая площадь. На той площади были схоронены Баныкин, Кольцов — два памятника всего было. Там курзал был — прекрасный курзал, по всем правилам архитектуры отделанный, сыстари веков. И галёрки, и чего только там не было, а сбоку специально сделали сцену для музыкантов духового оркестра. Парк — рассаженный специально, между аллеями сиденья и всё что угодно. Дорожки помню хорошо: даже привозили щебёночку белую, подстилали. Были рестораны, играли в бильярд, целыми ночами сидели. В карты играли. Даже рулетка была. Купальное озеро — Подборное!!. Две купальни, мужская и женская, сделанные по всем правилам. А на самом верху, поскольку купальни тоже весной затапливало, — баня.

Ставрополь-на-Волге. Баня и купальни на озере Подборном. Фотооткрытка нач. 20 века. Фонд ГМК «Наследие».

Помню…

Помню затопление в 1926 году. Я переживал и боролся, потому что боролся весь город. Наш город все-таки высокий, и улица Казанская (на ней стоял собор Казанский) была к Воложке концом. Там был на Волгу маленький спуск благоустроен камнями (его называли Каменный извоз), по которому поднимались люди с сеном с острова напротив» (луга всегда делили 1 августа, под Ильин день). Вот этим спуском все и ездили. Так в то затопление вода, считай, до самого верха доходила: ещё бы четверть — она бы пришла в Ставрополь и по Казанской пошла. И со стороны Борковки по оврагу к кладбищам бы дошла и пробилась. Там, когда вода поднялась, бани поплыли, амбары — хорошо, если лодочники поймают, привяжут к чему-нибудь… Совсем старые здания рушились. У нас вот назывался «старый город», который находился буквально на берегу Воложки, было там восемь порядков — так четыре или шесть их упало в Волгу. Помню, как только прилив воды сильный — тревога, церковный звон: вставай-поднимайся и беги на берег.

Ставропольские хлебные амбары. Вид со стороны моста через Печинку. Снимок нач. 1950-х гг. Фонд ГМК «Наследие».

Народ сбегается, помогает вам с вашим барахлом как-то выбраться дом уже не удержишь — ни конюшню, ничего. Песчаная местность, вода сильная… На рынке у церкви Успения у купца Климушина были каменные хорошие магазины мануфактурные, целые ряды — всё это было схоронено…Весь лес от нынешнего Комсомольска до ул. Жилина был: сюда казённый, по ту сторону — красный», графский Кордон был, охраняли черкесы. По эту сторону, где сейчас автовокзал, и до бритовского кордона — казённый лес. Если от автовокзала едешь и на левую сторону смотришь — чёрный крест стоял (напутствие такое — убили когда-то давно). Спрашивали: «Ты не встречал?…» — «Да вот только чёрный крест проехал». Так чёрный крест был в казённом лесу. Портпосёлок и далее — мещанский лес, народный, городской. Со строительством ГЭС погубили много очень лесов. А уж травы! Мы о соломе понятия не имели, кормили только одними сенами.

Люди шли и день и ночь на остров — и дети, и женщины, и пожилые, и молодые. Народ ходил туда и за ягодой. За ежевикой, за щавелем. Кормились и продавали на дачи. В мою молодость на остров паромом переправлялись, на год от года, пятилетка за пятилеткой Волгу-то стало песком заметать, и стали её уже на лошадях переезжать. Тут ставили вопрос вызвать черпалку и прочистить. А чистилка — она же перед Самарой целыми летами стояла раньше, очищала все перекаты, по которым ходили пароходы. Здесь биржа была хлебная. Хлеб возили сюда. Купцы скупали хлеб у мужика. У них амбары были по Воложке. Амбары сделаны так, что, какая бы ни была вода, она не затопляла их. И вот каждый купец имел амбар. А зимой продавали.

Скажем, рожь, пшеничку брал Башкиров, который имел крупные помольные организации в Самаре. Весной пригоняли баржу, на эту баржу нанимали людей и на лошадях из амбаров хлеб возили. А в Сызрани было производство крупяное: скажем, просо ободрать или ещё что… На Воложке было, помню как сей час, шесть пристаней. «Волжское объединение», частный «Самолёт», «Русь», «Кавказ-Меркурий»… Пароходы шли без конца-края. А у нас на берегу рынок, и были — как их в ту пору называли — обжорки. Были бойни, били скот ведь тогда никаких гусаков не брали, все выкидывали. Вот эти женщины, занимающиеся обжоркой, ездили на тележках. Наберут потрохов, вымоют, выстирают — всё чин чином, и прям на рынке готовят. Сделан у каждой очаг, в котором топят и жарят. И как только пароход загудел, они с этим горячим бегут на мостки продавать народу…

Угол ул. Комсомольской (б. Апаковской) и ул. Советской (б. Цеховой). Ставропольский район совет депутатов трудящихся (райсовет). Фото 1952 г. Фонд ГМК «Наследие».

Была рыба, Черкасов хозяин был занимался каким путём? Луга с рыбой шли: Жигули-Берёзовка-Климовка-Ягодное-Хрящёвка и дальше. Так вот, Черкасов едет в губернский город Самару и договаривается — закупает все озера. Берёт в аренду. К нему нанимаются рыбаки. Столько-то живой рыбы сдать — остальная твоя. В такое-то время, по графику, рыбница приходит…

Очень много разговоров сейчас идёт среди нашего населения, в особенности пожилого: «О, раньше рыбы-то было сколько!» Рыбы-то было много, но не каждый её кушал. Она очень дорогая была. Пользовались приезжие господа. А так мужички которые — он лучше пойдёт с удочкой, с бреднем и наловит. Потом в черкасовском доме был горсовет, председатель его был Андрей Семёнович Мельников, уже покойный — здоровый мужчина был, хороший человек, нечего сказать…

Голодные годы

У меня отец помер в 1921 году. Пошёл голод, и голод неимовернейший. Они с сестрой завербовались в Ярославль… У нас было две коровки, два телка — телка, помню, закололи, мать мясо высушила в дорогу, и они поехали. Перед этим жили на берегу Воложки месяц — уже Валга была в межонке, в Ставрополь пароходы не приходили, и весь народ, который завербовался в разные стороны, жил на берегу. Шалаш, трава, солома, костёр. И я каждое утро ездил, возил им завтрак, картошечку с огурчиком, а оттуда «хлеб»…

Едем в луга, тополя стоят, листья опавшие граблями соберём — это и был «хлеб». Мать листья на противнях зимой в печи сушила, толкла, ситом просевала. Жёлудь — хороший продукт питания был, но его в это время не было — он не каждый год. Все собирали мы тот «хлеб»… И вот месяц проходит, приезжаю — одни только огни, и никого, берег пустой. Говорят, ночью две баржи сильных было, погрузили и увезли весь народ на Ярославль-Кострому. И отец уехал. А помер он не от голода. Сестра явилась же, рассказала: приехали, устроились. Бараки чистые, хорошие. Киоски. Торгуют всеми продуктами. И вот, говорит, купила я масла постного и у одной женщины грибов — опят. Пожарила, а он помер: грибы оказались ядовитыми… Я пережил голод только трудом. Какая-то московская организация в это время брала в лесничестве деревья. Надо было готовить клёпку под полуфабрикат. Нанимали людей и за штуку платили мукой. Страшно. Были случаи, дубовую кору сушили, ели. В общем, одна неприятность только. В горы шли за «хлебом» из деревни. Там много берёзы, серёжки собирали. А серёжки — это хорошая вещь, можно на ней прожить.

Это не дубовая кора.. Организовалась в Ставрополе в это тяжёлое время — американская фирма помощи. Для детей организовала какао, рисовую кашу и белый хлеб. Кормила столько, сколько он скушает. А у нас с матерью детей нет. Но был порядок такой: каждый содержатель лошади, чьи дети ходят туда, обязан привезти дрова для этой столовой — за это его напоят, накормят. У соседа дети, я собираюсь и еду с ним, везу дров, чтобы там какао попить, каши и хлеба поесть, да ещё кусочек домой захватишь. Вот этим я занимался частенько. И ближе к весне вдруг появился в Ставрополе сын Моржова (у Моржова их трое было), всё где-то скрывался, и недалеко якобы, по разговорам — за Мелекесом. Явился и меня признал. Столовая открылась в отдалённости, в Солдатском у нас называлось, и он начальник её, и он меня пригласил воду возить с Воложки. Я с удовольствием, с успехом — навожу тебе воды, сколько нужно, только ты давай меня напои-накорми, и чтоб я мать мою мог прокормить.

А мать, пока я воду возил, таскала с Воложки коромыслом. Вот такая жизнь была. У всех по-разному. У богатеньких немножко получше, а беднота…Пришла весна — надо в поле, хочется. Уже такого ничего ты не посеешь, хоть проса под кашу. У меня были братья двоюродные. Один с моего же года, такой здоровенный — его в городе вся молодежь боялась. Договорились: он идёт грузчиком, во время работы должен натаскать проса (а проса на посев на десятину всего надо полтора пуда, пшеницы — 6-7 пудов). И вот сшили ему штаны и рубашку из мешков, и он пошёл грузчиком. А мы с его родным братом пошли в поле. А ребятишки, боимся в поле ночевать — как бы волки лошадь не съели, но поехали пахать. И он, как только чуть оторвётся там, вечером идёт с мешком проса. Посеет нам и уйдет…

Всё смешалось

Чапанное восстание помню, как же. У меня как пять пальцев на руке «чапанка» эта. Отец у меня был на этом фронте, а фронтом основным была Фёдоровка. Я туда к нему ездил чуть не каждый день… В это время все ставропольские кузни (а их было на Сенной площади штук десять кряду) были мобилизованы и делали пики — оружие для «чапанки». А молодёжь, и меня в том числе, снаряжали на остров рубить молокитник, черенья. Потом эти пики возили в Фёдоровку. Из сёл гнали пополнение: верхами, с вилами, с собаками гончими. Чапаны домотканые, шашки самотканые. И все в центр города. Заняли сразу земское управление, и пошлу команда. Ставрополе мобилизация шла и днём, и ночью. Звон колокольный стоит, староста идёт с палкой и выгоняет всех мужиков в ограду. Ограда была большая, каменная, и между столбов металлические пики. Согнали мужиков, а там все главари и богатенькие, всей своей династией, верхами и с винтовками. Лошадь к лошади, и не перепрыгнешь: или пулю в лоб, или ещё что-нибудь. Смотрю, встаёт на трибуну мой учитель по русскому языку Зефиров Николай Николаевич — уже прапорщик. Рядом другой учитель, по пению, Лукьянов — и тоже прапорщик. Прочитали народу мораль: мол, мы идём спасать отечество от коммунистов. И сразу команда: мужиков в одну сторону, баб и ребятишек — в другую. Рассортировали мужиков в кучу и лесом погнали в Фёдоровку, а это 22 километра. День прошёл, мать говорит: «Ну что ж, поезжай к отцу». Беру корзинку большую возовую, кладу туда солому, из еды кое-что. Половину дач проехал — заслон, стоят с пиками: пыряют, толкают, всё приверяют. Водяная мельница, Кунеевка, озеро Лещёво, Зелёновка, и так до самой Фёдоровки — кругом заслоны. Гляжу, мужики строят оборону — бороны зубьями кверху, натягивают проволочные заграждения. В фёдоровской церкви сидят наблюдатели: оттуда Моркваши видать хорошо, луга просматриваются. Смотрю, трое идут: реалист Трофимов, они дачи свои имели, сыновья мельника Коновалова и купца Шагарова – все в зелёной форме, с кортиками. Отец говорит: «Видишь, какая у нас охрана».

А мимо мчится пьяный в доску на тройке лошадей комиссар Долинин. Да они все пьяные и все на лошадях. Так раз пять ездил туда. Однажды мать мне говорит: «Ты подмети все лари, может, что сметёшь — отвези ржи на мельницу». Два или три мешка намёл, повёз на мельницу. И вот на коноваловской мельнице, на возвышенности стою — аккурат на краю леса — гляжу, со стороны Фёдоровки мужики бегут лесом врассыпную. Выезжаю и спешу домой. Сердце нехорошее чувствует. Приезжаю — мать: «Тихонько, отец на печке, мохрами зарылся». Вот в это время из-за земской больницы — летучий отряд. Ну что делать? Так и прятались. Из сёл поступать «чапанка» уж не стала… А потом белочехи пришли. Правда, недолго были, но шуму натворили …

Колхозный строй

Раньше я был бригадиром колхоза «Новый путь» в Ставрополе. Большое задание дали колхозу — лес вывозить, и я пошёл бригадиром на лесовывозку. Взял пару лошадей и стал возить. Собрал всех лесовозов, развил эту организацию — зажили, в старое время так не жили.

Всей ударной бригаде по билету в магазин специальный — хошь валенки, хошь шубу, чего хошу бери, пожалуйста. Тогда свободно открыли продажу лесозаготовителям. Чуть не каждую субботу едем четверо в город, получаем денежки. И вот вам, пожалуйста, меня как организатора забрали в колхоз в Борковку. Там сидел секретарём парторганизации всей «Прибалтики» (Борковка, Никольское, Ягодное, Хрящёвка — за исключением Барской Московки, которая когда- то работала целиком на барина) Бенкин». Вообще там секретарей много было, как перчатки их меняли. И это была политика партии: и председателей держать нельзя долго, и секретарей — могут быть всякие сговоры или ещё чего, так что подолгу не держали.

Самуил Иосифович Бенкин, первый секретарь Ставропольского райкома ВКП(б). Фото нач. 1930-х гг. Из семейного альбома В. Бенкина.

Так вот, Бенкину прямо приказывают: забирай сейчас Новокрещенова. А я сидел прям как перед вами: кушак, рукавицы, пиджак (правда, бобриковый был). Говорю: «Да вы что, смеётесь что ли — семье-то надо сказать. А то увезли в райком, я не явлюсь – что думать семье?» Но всё-таки мы доехали, я дом поднял, разбудил, сказал все. Борковка — 4 километра. Поехали… К слову, пока я работал в Борковке, у меня баню спёрли с огорода, крыльцо изломали. Пила дедушкина маховая на подлавке» под стропилой была заткнута — и её стащили. Нашлась кому-то Нужда… Приехали. Утро, чайку попили, пошли — рядом правление колхоза. Приходят мужики, как обычно в колхозе — базар, рынок. Много народу. Поздоровались. Бенкин мужикам-то и говорит: так-то и так-то, я вам привёз председателя колхоза.

Один, Михаил Голосов, родной брат генерала, с матом выразился: «Какой он председатель колхоза? Мы его знаем как лесовоза, а ты его председателем колхоза». Ая же отнекивался, мне в тысячу раз спокойнее было в лесу работать, чем в колхозе-то…

Ну ладно, пошутили, вечером правление утвердило, партийная организация тоже — и всё, пошли по хозяйствам. В конюшню пришли — половина лошадей висит на веревках, ноги не ходят, не кормят. По сеннице пошли — мёртвые лежат. Ой, плакал я, страху подобно, плакал невозможности. Ну ладно, вооружились, взялись, так более-менее к концу-то…

Я уж больно обиделся на Сталина. Так обиделся, сил у меня не хватило. Он издал закон «семь восьмых» — от 7 августа 1932 года: все, которые по убранному полю собрали колосья, до 1,5 килограмма — давать 12 лет. Это что такое? Это что — дисциплина? Одни слёзы. Их ведут в тюрьму, а ребятишки держатся за подол, плачут…Приезжает второй секретарь райкома, встретились мы с ним, около конюшни сели на камне, ведём разговор. Он мне предлагает остаться в этом селе секретарем парторганизации. Я говорю: «Вот видите этот камень? Сейчас на шею привяжу — и в это болото. Не останусь».

И на другой день присылают меня район, работать в РККА — была такая районная контрольная парткомиссия. Вот меня посадили на бюро жалоб коммунистов…Приступил к работе. Но тут — на счастье или несчастье, сказать тяжело, в начале 1933-го постановление: верхушку райкома, райисполкома распустили, посадили всех, начиная с председателя… Потом меня отправили председателем колхоза в Жигулях.

Ну и пошла работа своим чередом. МТС тогда не обслуживал — в Заволжье не было тракторов. У меня было 180 лошадей. Запряг на весну 180 плугов: развернулась работёнка, пошло дело. И народ там гораздо лучше, в десять раз, чем в Борковке и других сёлах: спокойный, честный, аккуратный. Там 1100 домов, и я в каждом был. Почему народ такой воспитанный — не знаю. Взять Ягодное — это варварский народ, озорник-народ… Или вот в Борковке каждый день пожары, каждый день поджигали, а в Жигулях был единственный пожар за несколько лет — ребятишки играли со спичками… В 1933-м я у себя в Жигулях с хлебом справлялся, и люди были у меня с хлебом — мы там как-то голода не ощущали. Поговаривали, что здесь голодают, а я всё говорил: «Да что голодный год? Вот 1921-й — действительно голодный год»… Ведь это же не голодный год, когда в амбарах хлеб лежал, а партия-то молчала. Она могла всё сделать. А вот в 1921 году все уголки пустые были, даже соломки не было. Как у хозяина, так и у купцов. Потому что засуха, неурожай… А по осени забрали меня на работу в райком. Управделами. Вот тут я насмотрелся на всю партию, на все порядки, на все правила и неправила. Неправды хватало…

Визит «всесоюзного старосты»

Калинин приезжал в Борковку! , и скажу, почему. В Ставрополе уже Волга стояла в межонке, в своём русле, пароходы уже больше к городу не пристают (они только в половодье приставали). И вот он приехал на пароходе «Иосиф Сталин». У каждого кустика стоял милиционер в белой форме, в белых перчатках. высадился — и мимо кладбища, «Лесная» осталась у него слева, на бритовский кордон (где сейчас стройка домов нового города идёт). И через лес – лес называли «Курган». Мимо этого «Кургана» спустился вниз, в Борковку. В Борковке у него был задушевный товарищ после ссылки — они с ним сидели пять лет в Сибири. Наш борковский Гришка — он был хороший бондарь, делал бочки. Пил — страху подобно. А я был председателем колхоза…

Как обычно, стол на улице поставили. Приехали вперёд с погонами, проверили всё, как положено. Вот он подъехал на машине, слез, в кепочке, вышитой рубашке, на уголок стола сел — нога на ногу. Тут объявили, со всех сторон «Прибалтики» — из Подстёпок, Никольского люди явились. Улица забита целиком. Тут товарищ-ведущий объявляет: «Кто желает с Михаилом Иванычем поговорить?» Лукерья-мордовка у меня колхозница, муж у неё овчар: большой дом кулацкий у него, я его оборудовал, утеплил и сделали овчарню, а летом пас овец. Вот она подходит и говорит: «Здравствуйте, Михаил Иванович». Он встал, поздоровался. «Я до вашей милости. Мы с мужем в колхозе много лет, имеем две книжки и столько-то трудодней-палочек». И ни одна палочка по сей день нам не оплачена — ни копейки». — «А почему?» — «А потому, что в колхозе денег нет». — «Как нет?» — «Не знаю, спрашивайте у начальства. И с хлебом плохо. Если летом ещё туды-сюды — де общее питание, где что, а зимой совсем. На деньги — пожалуйста, побеги в Ставрополь, версты, в любом киоску купишь — а денег-то нету». — «А хлеб-то вы сдаете?» — «Да. Нам внушают в колхозе, что есть три заповеди: сдай хлеб государству — раз, засыпь семена — два, фураж скоту — три. А себе ничего не остаётся». — «А почему? Что, маленький урожай собираете?» — «Собираем, конечно, но почти что каждый год засухи». — «А почему не организуете полив?» — «Да поле-то какое, Михаил Иванович! А вода-то внизу — это сколько же нужно!» — «А я, говорит, понизу проехал — там лучок-то зелёный стоят». — «Михаил Иваныч, а если бы не лучок, тогда б я ребятишек и с печки бы не стащила, наверное, они голенькие были бы. Вот лучком-то Покамисть пользуемся, я день и ночь сижу около него: поливаю, полю. Соберу горсть — на базар, продам, куплю аршин-другой ребятишкам, сошью что-нибудь»… Короче, много калякать с ним не давали. А легенда ходила по Борковке до этого — от Гришки: «Что скажет Михаил Иванович — всё будет сделано». Издевался над народом: «Вы больно ко мне не придирайтесь, ведь я только Михал Иванычу — и всё, вас разом увезут с концами»…

На II Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Москва, февраль 1935 г. В третьем ряду второй справа — С. И. Бенкин. Во втором ряду в центре — И. Сталин, М. Калинин, В. Молотов, Л. Каганович

Только Лукерью отвели — и он подходит, Гришка. Вот тут Михал Иваныч и пиджак с себя бросил, обнялись, поцеловались — обычное явление. И тут же спрашивает: «Ну как, Григорий Иваныч, Дела-то?» Ну тот тыры-пыры-нашатыря, путного-то ничего не сказать. Про свои дела что скажет — у него ничего, он каждый день пьяный. «Ты колхозник или нет?» Тому деваться некуда: «Нет». — «Как нет? Как? Это за что нас с тобой пороли в Сибири?!» — и давай его чихвостить. (А тут начальство всё стоит областное: Шубриков» — секретарь обкома, Полбицын — председатель облисполкома. ) Народ-то сразу задышал: «Что, Гришка, нахвалился? А то Михал Иваныч, Михал Иваныч!» Вот таким вот образом. Ну, после другие старички подходили. Один подступинский старичок, уже в годах, с бородой большой. У него как-то случилось: два сына, дочь померли, внучат много осталось — и всех он воспитывает. Сейчас у меня внучат собралось — несть конца, и хотелось бы мне их воспитать, довести до конца. Но тяжело, не знаю, что делать». И вот он ему большую помошь дал — целый воз муки. Дал команду — потом привезли из заготзерна специально. И Лукерье два мешка привезли.

«Навидался я…»

Я за Хрущёвым наблюдал, как он пьёт. Сам прожил свою жизнь – понятия не имел выпивать стаканом. Потому что у меня не в это горло попадало и меня рвало. Всегда пил маленькой посудой. А Хрущёв — тот стаканами. Я тогда работал в промкомбинате, делал мебель. И вот поручили обделать там гостиницу для встречи Хрущева». Я отказываться: не сделаю я, потому что люди-то не спосны сделать красиво — я только осмею себя, и больше ничего. Говорит: «Я тебе дам пригласительный билет на встречу». И вот я согласился, дал человека, и человек там все обделал, и он мне тысячу раз спасибо говорил. И поэтому вот у меня встреча и с Хрущёвым-то была.

На банкете сидели люди всякого чина. И как-то я угадал поближе к серёдке. Я же не знал, что он напротив выйдет из двери. Ну и все сидели, так с шиком разговаривали, ждали: вот-вот. Ну на столах — только единственное, что помню, — водка была вся с этикеткой одного типа — «Московская». Никаких вин не было.

И обыкновенная закуска: мясная, ушная. И вдруг открывается дверь, и он входит, гололобый чёрт. Я его гололобым зову — ему бы ни дна ни крыши. Я его ругаю — он хотел всех нас, особенно сельских, сделать рабами. Приказал, чтобы содержал каждый колхозник коровёнку и свой личный огород, а на поле под картошку соток не давать,иначе он будет заниматься той картошкой, а уделять внимание колхозному добру будет. Вот у него мнение-то какое было. А оказалось, он глупее всех, вот так. не сейчас и в государстве работают, и десятинами имеют — и всё обслуживают… Но это к слову… Вот Хрущев поздоровался: «Ну как, мужички, давайте обмовашу ГЭС, туды-сюды». Каждый начинает брать бутылку, наливать себе. Вот он берет бутылку, смотрю, берёт самый тонкий стакан, наливает его под самый он венчик — раз, и стакан пустой. Я думаю: ничего себе — хорош он в этом отношении. Ну и после этого стакана сразу «члены сельсовета пошли уже по секциям»… В это время открывается дверь, два офицера заходят — сразу его цоп: — «Всё, Никита Сергеевич» — и увели. И больше мы его не видали… Я говорю: если бы не вся эта жизнь работа такая, взяться бы мне, у меня бы, наверное, книга получилась — страху подобно. Навидался я и чехов, и итальянцев, и германцев — и кого только не видел. Итальянцы с германцами жили господами здесь во время первой войны — пленные офицеры. Катались на лыжах, теряли золотые обручальные кольца. А нас, ребятишек, нанимали решетьями просевать все снега вокруг, чтоб найти те кольца. Пленных сюда пригоняли.

Н. С. Хрущёв на торжественном открытии Куйбышевской ГЭС, 10.08.1958 г. Автор А. Батанов. Фотохроника ТАСС. Из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов (г. Красногорск).

Забора не было, охраны тоже. Жили в каменном доме купца Кожуховского» (кто такой Кожуховский — убейте, я родился, вырос, я дом знак, а кто он был?). Жили как господа: наши офицеры в эту войну так не жили… Я и Сталина видел. В Москве, в 1936 году, на первом съезде колхозников». Вышел, со своим акцентом: «Вы знаете, для чего мы вас собрали? Про сельское хозяйство…» А он его угробил. Эх, как хорошо было бы — и хлеба, и скота было бы. Сеял крестьянин пять десятин — да пускай бы и сеял дальше. Как бы жили — не надо бы никакой Америки. Была бы Россия непобедимая…

Примечания.

1. «…матушка-ржанинка». «Матушка-рожь» — так любовно назывался народом хлебный злак, составляющий основу всей русской жизни. В Среднем Поволжье, где часто бывают суровые зимы, самой природой издавна указана посадка ржи. Если для нормального роста пшеницы нужен умеренный климат, несуровая зима и тёплое время продолжительностью более полугода, то рожь и трескучих морозов не боится, и созревает раньше всех.

2. «…граф приезжал в два года раз» — как известно, господские дома ставились не в каждом помеше чем селении и не в каждом таком доме действительно жил помещик. Иногда их занимали поджильё управляющих, приказчиков, вотчинные конторы, и лишь изредка хозяин, приживавший в городе или другом своём поместье, приезжал и останавливался в своей отдалённой усадьбе.

3. Франц Иосифович Бек — управляющий борковской усадьбой имения графа Орлова-Давыдова. По сведениям, содержащимся у историка В. Овсянникова (Ставрополь Тольятти. — С. 170), Ф. Бек в 1905 г. уволился и уехал за границу. Как передают из уст в уста борковцы, когда «беднота поднялась, начали хутора жечь, амбары с хлебом, скотину тащить во все стороны, немец сбёг и пешком, говорят, бёг до Сызрани, а из Сызрани на Петроград». (Воспоминания сестры генерала Д.Н. Голосова Ольги Николаевны. )

4. «В Усолье — основная усадьба». Среди русских провинциальных усадеб, построенных в начале XIX в. на самарской земле, Усольскому имению принадлежит, безусловно, первое место. Здесь располагалась главная резиденция графов Орловых. Усадебный комплекс включал: господский дом, спроектированный крепостными архитекторами Х.И. Сахаровым (Шмитом) и А. Цукановым, при участии известного московского архитектора Д.И. Жилярди, трёхэтажное здание вотчинной .


Источники и литература

Ставрополь на Волге и его окрестности в воспоминаниях и документах. — 2-е издание, исправленное. -Тольятти: Изд-во Городской музейный комплекс «Наследие», 2012. — 304 с.