Имперский период (XVIII в. — 1917 г.)

Петропавловский собор

Сразу после основания Петропавловской крепости на её территории стали возводить храм. Первоначально это была деревянная церковь, ее строительство  началось в 1703 г. в день святых Петра и Павла. В 1712 г. Д. Трезини стал  возводить каменный храм, стиль которого определяется как «петровское барокко». Он стал символом совершенно новой эпохи, как в истории государства, так и в развитии культуры. Возведение собора началось с колокольни, знаменитый шпиль которой до сих пор является одним из символов Петербурга. Колокольня была оснащена курантами, привезенными Петром из Голландии. Строительство длилось долго, торжественное освящение произошло в 1733 г. при Анне Иоанновне.  Петропавловский собор стал усыпальницей российских императоров.

Здание Главного Адмиралтейства

Адмиралтейство создавалось как крепость и вервь (кораблестроительный завод). Построено в стиле «ампир» в 1704-1706 гг. по чертежам Петра, который также собственноручно участвовал в строительстве, а после создал коллекцию всех миниатюрных моделей новых кораблей с их чертежами, которые хранил в специальном месте.  Первоначальное здание быстро обветшало, вскоре потребовалась реконструкция. К концу XVIII века Петербург принял свой торжественный вид, а Адмиралтейство, как градообразующее здание, требовало обновления. С 1806 г. по 1823 г. (по проекту архитектора А. Д. Захарова) шла перестройка, и здание приобрело свой окончательный вид, который можно наблюдать и сейчас.

Кунсткамера

Кунсткамера – это памятник ранней петербургской архитектуры. Здание выполнено в стиле петровского барокко. С момента основания в 1718 г. и до окончания строительства в 1734 г. на постройке сменилось несколько архитекторов, среди них: И.Маттарнови, Н.Гербель, Г.Киавери, М.Земцов. В 1747 г. в здании Кунсткамеры случился большой пожар, который сильно повредил здание, армиллярная сфера и вышка башни здания Кунсткамеры были утрачены. В 1758 г. архитектором С.И. Чевакинским башня была восстановлена, но без верхней части. В таком усеченном виде она простояла почти 200 лет. Первоначальный облик был возвращен зданию только в 1948–1949 гг., когда башню увенчала новая армиллярная сфера. До конца XVIII века в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Сейчас здесь находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, сформированный на базе петровских коллекций, которые значительно расширились в последующие годы.

Церковь Преображения Господня на о. Кижи

Построена в 1714 г., относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков. Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Сами главы покрыты лемехом − осиновыми дощечками, которые создают впечатление покрытия серебром. Сруб церкви возведен без фундамента на каменную забирку, а также, согласно легенде, без единого гвоздя. Церковь входит в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здание двенадцати коллегий

Строительство здания было начато в 1722 г. по проекту Д. Трезини, завершено в 1742 г. Постройка представляет собой двенадцать совершенно идентичных зданий, каждое из которых имеет отдельный парадный вход и крышу. Замысел архитектора состоит в том, чтобы показать то единство, в котором должны действовать высшие учреждения страны, поэтому в здании были размещены 10 коллегий, а также Сенат и Синод. Примечательно, что здание 12 коллегий, в отличие от всех главных построек Петербурга, обращено к набережной не фасадом, а торцом. Существует легенда, что первоначально здание должно было располагаться вдоль набережной. Но руководить строительством было поручено Меньшикову. Петр I пообещал, что после строительства тот сможет построить особняк на оставшейся территории. Тогда, чтобы расширить свои владения, Меньшиков решил изменить направление постройки. Усадьба Меньшикова действительно располагается сразу за зданием коллегий, но император выделил для нее гораздо меньше места. С 1819 г. в помещении четырех из двенадцати коллегий расположился Университет. Сейчас дом Двенадцати коллегий – это главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета.

Смольный монастырь

Монастырь был заложен в 1748 г. по приказу Елизаветы Петровны архитектором Растрелли. Архитектурным центром монастыря является Воскресенский собор, выполненный в стиле барокко. Сама императрица потребовала устройства пятиглав собора в стиле древнерусского зодчества, но при этом только центральный купол относится к храму, а остальные являются колокольнями. Первоначально строительство монастыря шло довольно быстро, но из-за начавшейся Семилетней войны постройка смольного собора замедлилась, он оставался недостроенным на протяжении 70 лет и был завершён В. П. Стасовым в 1835 г.

Большой Петергофский дворец

Строительство начал Петр I, оно было завершено в 1725 г. Место для его возведения выбирал сам император. Первоначально это был довольно скромный дворец, выстроенный в стиле «петровского барокко». После к нему были пристроены галереи, а в 1745-1755 гг., при Елизавете, он был перестроен архитектором Растрелли по модели Версаля. Во дворце находится множество парадных помещений, в нем насчитывается около 30 залов.  Самым богатым и пышным убранством обладает Танцевальный зал. Дворец является центром архитектурного ансамбля Петергофа.

Зимний дворец

Зимний на Дворцовой площади – самый известный из пяти, принадлежавших предыдущим правителям.  Заказчицей этого дворца была Елизавета Петровна, само здание выполнил Растрелли в стиле барокко, а внутренней отделкой занимались уже другие мастера, т.к. архитектора отстранила в 1762 г. вступившая на престол Екатерина II. Каждый фасад дворца выполнен Растрелли по-разному, главный имеет богатый декор. В 1837 г. из-за пожара здание сильно пострадало, его быстро восстановили, но в нынешней отделке можно заметить слияние первоначального барокко с более поздним рококо. Этот дворец был зимней резиденцией императоров до 1904 г., спустя время в нем расположилось Временное правительство, после 1920 г. там разместили музей революции и Эрмитаж. Во время войны многие залы пострадали и длительное  время реставрировались. Сейчас Зимний дворец входит в комплекс Большого Эрмитажа.

Большой Екатерининский дворец

Дворец находится в Царском селе, первоначально это была небольшая усадьба, подаренная Петром своей супруге Екатерине, на территории которой в 1717 г. была возведена её летняя резиденция. Однако основной этап строительства дворца приходится на 1752-1756 гг. Этот дворец — Официальная резиденция трех российских монархов: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II. При Елизавете Петровне архитектору Растрелли было поручено перестроить дворец. За 4 года демонтажа дворец приобрёл роскошный и торжественный вид. В правление Екатерины II были перестроены и парк, и дворец. Царская резиденция значительно выросла и приобрела тот художественный облик, который в основном сохранился до нашего времени. С тех пор дворец и парк стали называться Екатерининскими. После Октябрьской революции Екатерининский дворец был превращен в музей. В годы войны здание было практически полностью уничтожено, внутренняя и внешняя отделки на 80 % утрачены. Но благодаря сложным и кропотливым работам реставраторов, архитекторов, историков и различных мастеров уже в 1959 г. были открыты для обозрения первые шесть залов дворца. Сегодня экспозиция Екатерининского дворца открыта в 32 залах.

Дом Пашкова

Дом Пашкова построен по заказу сына денщика Петра I в стиле классицизма. Здание строилось в течение 1784-1786 гг. архитектором Баженовым, находится в Москве. Сразу после своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет считался одним из самых красивых зданий города.

Основной зал Дома Пашкова приобрел свой нынешний вид в 1915 г., когда в ходе масштабной реконструкции были снесены межэтажные перекрытия и стены комнат. Таким образом получился читальный зал на 300 мест. Сейчас это место – здание Российской государственной библиотеки.

Таврический дворец

Дворец был построен архитектором Е. И.  Старовым для Григория Потёмкина, фаворита Екатерины II. Строительство длилось с 1783 г. по 1789 г., здание относится к классицизму. Таврический дворец оказал большое влияние на русскую архитектуру, стал своего рода эталоном русской дворянской усадьбы. Первоначально дворец назывался Конногвардейским домом, но в 1791 г. был переименован в Таврический в память о князе Потёмкине. Таврида – древнее название Крыма, именно благодаря Потёмкину эта территория вошла в состав империи. В феврале 1917 г. в помещении дворца начал действовать Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Таврический дворец с первых дней Советской власти стал традиционным местом проведения важ­нейших мероприятий. В 2010 г. во дворце по контракту с Барселоной был установлен орган, внешний вид инструмента соответствует стилю эпохи барокко.

Сенатский дворец в Московском кремле

Дворец построен по указу Екатерины II для заседаний Правительственного сената. М. Ф. Казаков возвёл здание в традициях классицизма, строительство проходило в течение 1776-1787гг. Первоначально на вершине купола была установлена скульптурная группа Георгия Победоносца, покровителя Москвы. В 1812 г. по приказу Наполеона, во власти которого оказался дворец, статую отправили в Париж в качестве трофея. Вскоре на купол установили столб с императорской короной и надписью «Закон». В отремонтированном Сенатском дворце разместили судебные органы. В 1918 г. здесь были устроены апартаменты В. И. Ленина. В последующее время в здании размещались кабинеты всех руководителей страны.  В настоящее время здесь располагается рабочая резиденция президента страны.

Казанский собор

Казанский собор строился в период 1801-1811гг. по проекту А.Н. Воронихина. По желанию Павла I Кафедральный собор возводился для чудотворной иконы Казанской Божией Матери, по облику он напоминает храм Святого Петра в Риме. Именно поэтому храм однокупольный и с внешней колоннадой. По первоначальному проекту собор должны были окружать две такие колоннады, чтобы вид сверху напоминал буквы I и X – имя Иисуса Христа. Однако это требовало больших затрат и итоговый план храма имеет форму креста.

Строили храм преимущественно крепостные крестьяне, поэтому это не только выдающийся памятник архитектуры, но и памятник труда русских мастеров, простых людей. Со строительством этого собора начинается золотой период российского зодчества.

В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов. Также здесь были помещены ключи от ворот взятых европейских городов и другие военные трофеи. Перед собором стоят монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли. После смены власти в 1932 г. собор был превращен в Музей истории религии и атеизма. С 2000г. снова действует как кафедральный собор.

Здание биржи

Постройка здания Биржи по проекту Кваренги была приостановлена в 1787 году. Оставшееся недостроенным здание было разобрано. В 1801 году архитектор Тома де Томон представил свой вариант нового здания биржи, вдохновленный образами римских памятников. Проектируя здание Биржи, Тома де Томон учитывал и архитектурные тенденции того времени — господство классицизма, и пожелания купцов-заказчиков, которые видели здание Биржи символом торговой мощи России, и особенности петербургского климата.

Торжественное открытие Биржи произошло через шесть лет после окончания строительства – в 1816 году. Здание было передано петербургскому купечеству. Здесь осуществлялись все оптовые сделки с русскими и иностранными купцами.

В оформлении здания большую смысловую нагрузку играет скульптура. Здание Биржи сегодня считается одним из лучших образцов русской архитектуры начала XIX века.

Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова.

Ростральные триумфальные колонны на стрелке Васильевского острова были построены одновременно со зданием Биржи в 1805–1810 годах, выполнены по проекту Тома де Томона. Ствол каждой колонны украшен металлическими изображениями ростр — носовых деталей кораблей (такими традиционно украшали триумфальные колонны еще со времен Древнего Рима) и двумя гигантскими скульптурами, представляющими фигуры четырех великих русских рек – Волги, Днепра, Волхова и Невы.

Две величественные Ростральные колонны, выполнявшие во время существования порта роль маяков, расположены на самом берегу реки, перед зданием Биржи. Одна из них служила долгое время маяком для судов на Малой Неве, а другая – указывала путь в Большую Неву. Колонны-маяки действовали вплоть до 1885 года. Они являются памятником военно-морской славы, символом морского могущества России.

Здание манежа

Московский Манеж был построен в 1817 году к пятилетию со дня победы России в Отечественной войне 1812 года. Автор проекта здания – военный инженер, генерал-лейтенант А. А. Бетанкур. Построено в стиле классицизма.

Главная задача, поставленная архитектору – помещение внутри должно быть свободным, без колонн. Поэтому здесь впервые в России использована система подвесного потолка. Конструкция сохранилась надолго благодаря тому, что чердак был засыпан махоркой, которая своим запахом отпугивает вредителей, питающихся древесиной.

Местом военных смотров и даже конюшней Манеж был недолго. Уже с 1831 года огромные площади приспособили для выставок. В этих стенах прошла Первая выставка этнографии народов России. В 1941 году строение едва не разрушила бомба, а в 2004 году случился пожар. Устояли только стены. На реконструкцию памятника архитектуры потребовался год. «Фермы Бетанкура» были воссозданы, а манеж сохранил свое главное предназначение — одной из главных культурных площадок столицы.

Исаакиевский собор

Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года, строительство начали по проекту Монферрана. Император оценил один из 24 проектов, представленных архитектором на конкурсе, объявленном в 1809г. Это был вариант пятиглавого храма в классическом стиле с использованием конструкций собора Ринальди.

Однако этот храм оказался четвертой попыткой строительства. Первой была деревянная церковь, построенная близ Адмиралтейства по приказу Петра I. Далее с 1717 по 1750 гг. строили каменную церковь, но под тяжестью постройки грунт начал оседать, и храм пришлось разобрать. В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить дальше от берега Невы. На этом месте находится и современное сооружение. Однако, после воцарения Павла I на строительство перестали поставлять мрамор, достраивать собор пришлось в кирпиче. Вскоре выяснилось, что и эта конструкция не сможет долго прослужить.

Исаакиевский собор строился необычайно долго, до 1858 г. Это крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.

Большой театр в Москве

Большой театр берет свое начало как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. Датой его основания считается 28 марта 1776 года, однако это здание было уничтожено пожаром в 1805 г.

В 1819 году был объявлен конкурс на проект нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, признанный, однако, слишком дорогостоящим. Московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал архитектору Осипу Бове исправить его, что тот и сделал, причём значительно улучшив. Бове разработал великолепное художественное оформление внутренних интерьеров и многоярусного, пышно декорированного зрительного зала театра. Стиль здания соответствует классицизму.

Строительные работы начались в 1821 году. Торжественное открытие театра, получившего новое название Большой Петровский театр, состоялось 6 января 1825 года. До настоящего времени здание театра перенесло ещё 2 реконструкции: после пожара 1853 г. и в конце XX в. из-за аварийного состояния.

Триумфальные ворота

Триумфальные ворота были возведены в Москве в 1829-1834 гг. в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Первоначально на этом месте, у Тверской заставы, была построена деревянная арка, но временный памятник быстро ветшал и его необходимо было заменить каменным сооружением. Император Николай I поручил это сделать главному архитектору Москвы по «фасадической части» – О. И. Бове.

Комплекс внушительных строений изящно и естественно замыкал улицу, образуя парадные въездные ворота Москвы. Одновременно со строительством ворот и кордегарий благоустраивалась и местность вокруг них. Осип Иванович проводил идею создания целостных городских ансамблей в соответствии с масштабом и сложившейся застройкой города. Поэтому беспорядочная застройка вокруг ворот была снесена и спланирована новая площадь.

Большую роль в создании художественного образа памятника была отведена скульптуре. Тема военной победы России нашла отражение буквально во всех элементах Триумфальных ворот.

Здания Сената и Синода

Первоначально и Сенат, и Синод размещались в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове. После победы над Францией статус России требовал нового архитектурного стиля, которым и стал ампир. Сенат хотел размещаться в соответствующем своему статусу помещении, к тому же увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года император Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание. Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив таким образом полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета.

Проект, разработанный Карлом Росии, согласно которому здание представляло из себя 2 корпуса, соединенные аркой, был одобрен Николаем I и утверждён 18 февраля 1829 года. Строительство длилось до 1834 г. Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф – «Закон гражданский». На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Об этом здании говорят: «Русский классицизм вошел в Санкт-Петербург через арку Новой Голландии и покинул его через арку Сената и Синода».

Александровская колонна

Известную колонну проектировал зодчий Монферран по распоряжению Николая I. Чтобы установить ее на дворцовой площади потребовалась сила двух тысяч солдат. Вес колонны свыше 600 т. Это не только узнаваемый символ Петербурга, но и крупнейший в мире гранитный монолит, стоящий под тяжестью собственного веса.

Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов. Колонна была завершена аллегорической фигурой ангела. 30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Александровской колонны. Этот памятник в стиле ампир посвящен победам в Отечественной войне 1812г.

После смены власти в 1917г. на Дворцовой площади хотели основать главный погост страны, а колонну, как памятник царизму хотели повалить. Этого сделать не удалось. Затем в 1924 и в 1952 гг. возникали идеи заменить фигуру ангела статуями Ленина, а затем Сталина. От этих идей впоследствии отказались, а столп остался стоять неизменным по сей день.

Александринский театр

Александринский театр – один из старейших драматических театров России. Всем известное ныне существующее здание, истинный шедевр ампира, было возведено по проекту архитектора Карла Ивановича Росси. Он не только построил здание театра, но и разработал архитектурный ансамбль Александринской площади. Открытие театра состоялось 31 августа 1832 года драмой М.В. Крюковского «Пожарский».

Театр был построен по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож, с амфитеатром и просторным партером. Театр был назван в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны. С самого начала предполагалось посещение театра всеми слоями населения. От первоначальной декоративной отделки сохранились фрагменты: это центральная ложа и две ложи возле сцены.

С 1920 года он стал именоваться Государственный театр драмы (или Ак-драма – от академический), затем ему было присвоено имя А.С. Пушкина. В 1990-е годы название Александринский вновь стало официальным.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя был заложен в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Манифест о строительстве храма был подписан Александром I. Но он не успел осуществить постройку, а обещание, данное им, исполнялось уже при его наследниках.

Николай I местом для строительства выбрал берег реки Москвы. Зодчим храма стал Константин Андреевич Тон, им были выбраны традиционные древнерусские архитектурные формы. Пятиглавый храм напоминал Успенский собор, а иконостас храма был выполнен в необычной манере, воспроизводя собой облик «шатрового» храма.

Заложенный в 1838 году храм строился 45 лет и был освящен 26 мая 1883 года, в торжественные дни коронации императора Александра III. Ко дню освящения храма Христа Спасителя композитор Пётр Ильич Чайковский написал торжественную увертюру «1812 год».

После революции 1917 года судьба храма сложилась трагично. В декабре 1931 года храм Христа Спасителя был взорван. В конце 1980–х годов появидлсь общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. В 1994 году появилось постановление правительства Москвы «О воссоздании Храма Христа Спасителя в г. Москве», а в 1996 году храм уже стоял в центре столицы, точно восстановленный в прежнем виде и размерах.

Большой Кремлёвский дворец

Идея строительства Большого Кремлёвского дворца возникла ещё в середине XVIII в. Воплотить замысел удалось несколько позже, во время царствования Николая I. Новый императорский дворец был построен на месте древнего великокняжеского дворца Ивана III. Дворец был возведен по проекту К.А. Тона в 1838-1850 гг.

Этот дворцовый комплекс включает в себя часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVII вв., а также построенную в 1851 г. Оружейную палату. Велика заслуга архитектора в том, что он развивал архитектурные приёмы старинных сооружений, воспроизводил планировку древнего ансамбля, хотя не обошлось и без новаторства.

Отделка интерьеров семисот помещений этого дворца представлена в самых разнообразных стилях, поэтому его называют также музеем русского дворцового интерьера.

Оружейная палата

Оружейная палата построена в 1851 г. Она является частью ансамбля Большого Кремлёвского дворца, построена также К.А. Тоном. Постройка Оружейной палаты завершила композицию ансамбля.

Оружейную палату по праву называют музеем-сокровищницей, воплощением русской истории в её материальном виде. Здесь сформирована уникальная коллекция русского вооружения, начиная с древнейших памятников. Собраны работы лучших ювелиров, представлены памятники искусства, драгоценности из казны и конечно предметы облачения монархов. С 1967 г. в здании размещается выставка «Алмазный фонд России».

Здание Исторического музея

Здание Исторического музея построено в 1875–1881 гг. на месте Земского приказа на Красной площади, по проекту архитектора В. О. Шервуда в псевдорусском стиле. Примечательно, что каждый зал музея задумывался как архитектурное обрамление экспозиции. Оформление залов уникально и само по себе является отдельным экспонатом.

В советскую эпоху планы по сносу здания не были осуществлены, однако интерьеры музея были изменены, часть оказалась уничтожена. Внешне здание почти не изменилось.

Верхние торговые ряды

Верхние торговые ряды (здание ГУМа) были выстроены по проекту А.Н. Померанцева в 1889-1893гг. Здание относится к псевдорусской архитектуре, а именно неорусскому стилю. Некогда это был самый крупный пассаж Европы.

По первоначальному проекту Верхние Торговые Ряды представляли собой 16 больших отдельных зданий с застекленными улицами между ними. Это был целый торговый город.

В 1917 г. после ликвидации торговли отсюда осуществлялась политика «продовольственной диктатуры». С 1922 г. здание стало именоваться Государственным универсальным магазином, и он стал символом НЭПа.

Особняк С. Морозова

Примечательный архитектурный памятник неоготического стиля находится в Москве. Хотя усадьба была оформлена на Зинаиду Морозову, фактичекским её владельцем являлся её супруг, Савва Тимофеевич – известный меценат.

Постройка дома была доверена тогда ещё молодому архитектору Ф.О. Шехтелю. Это была одна из первых его работ такого крупного масштаба. Строительство продолжалось с 1893 по 1898 гг. Им было создано действительно уникальное здание. Особую утончённость особняку придает отсутствие чётких границ между архитектурой, скульптурой и живописью.

В 1909 г. особняк был продан Рябушинскому, который жил там со своей семьёй до 1918 г. В настоящее время в доме располагается Дом приёмов Министерства иностранных дел РФ.

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова)

Храм был построен на месте, где в 1881 г. был смертельно ранен император Александр II. Строительство началось в 1883г. по проекту соавторов архитектора Паландра и архимандрита Игнатия.

Это четырехстолпный храм с девятью главами, пять из которых украшены эмалью. Построен в русском стиле. Пространство внутри храма-памятника украшено мозаичным убранством, общая площадь которого составляет 7065 м2, что делает его уникальным в мировых масштабах. После революции судьба храма складывалась непросто. Все ценности были разграблены, часть интерьеров была уничтожена. Правительством предпринималось несколько попыток разрушить храм. Лишь в 1970-е гг., когда удалось доказать культурную и историческую значимость храма, его начали реставрировать.

Здание Ярославского вокзала

Ярославский вокзал находится в Москве на площади Трёх вокзалов. Его построили ещё в 1862 г., однако так как протяженность железной дороги была небольшой, здание вокзала было спроектировано в довольно скромных размерах. Но когда протяженность дороги заметно увеличилась, появилась и потребность в реконструкции.

Разработкой проекта нового вокзала занимался Шетхель. После утверждения проекта Николаем II в 1902 г. началось строительство. В 1906 г. здание уже было готово. Ярославский вокзал – образец здания неорусского стиля.  На Ярославском вокзале начинается и самая протяженная в мире железная дорога – Транссибирская магистраль.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Здание Пушкинского музея построили в 1904 г. Его проект разработал архитектор Роман Клейн. Помогали ему инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов — автор уникальных светопрозрачных перекрытий.

13 июня 1912 г. музей открылся для публики. В то время он назывался Музеем изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете. Среди экспозиции музея большое место занимают копии известных произведений. Копии произведений мирового искусства заказывали в зарубежных мастерских, слепки для них делали с оригиналов. Некоторые из них изготавливались впервые в мире.

В 1923 г. музей вывели из подчинения университету. В 1932 г. его переименовали в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 г. присвоили имя Александра Пушкина.

Гостиница Метрополь

В 1899 году был проведён конкурс на лучший проект гостиничного комплекса. Конкурс выиграли один из крупнейших мастеров стиля модерн архитектор Лев Николаевич Кекушев и его помощник, выпускник Института гражданских инженеров в Петербурге Николай Львович Шевяков. Однако меценат Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Францевича Валькота.

Новые инвесторы отказались от идеи Мамонтова создать большой культурный комплекс и решили строить только гостиницу. Правда, не простую, а высшего разряда. В 1901 г. здание гостиницы было уже почти готово, когда в нём вспыхнул пожар. Огонь уничтожил почти все интерьеры. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором Стефаном Петровичем Галензовским. Гостиница, ставшая образцом стиля модерн, открылась в 1905 г. 

Для своего времени «Метрополь» представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс. Он был оснащён самым современным в те годы оборудованием – лифтами, телефонами, холодильными установками, вентиляцией. Из кранов текла горячая вода, что было в то время диковинкой. 

Казанский вокзал

Первое деревянное здание вокзала было построено в 1862 году для Рязанской железной дороги, и называлось, соответственно, Рязанским вокзалом. После того, как в 1893 г. дорогу продлили до Казани — вокзал переименовали в Казанский, а с увеличением притока пассажиров потребовалась и перестройка самого здания.

По результатам конкурса предпочтение было отдано проекту А. В. Щусева, мастера неорусского стиля. Вокзал начали возводить в 1912 г.  Декор вокзала напоминал мотивы древнерусского зодчества, а также темы построек Казанского кремля. Доминантой архитектурной композиции  является башня, увенчанная фигуркой змея Зиланта, древнего символа Казани. Весьма  примечательны часы на стене вокзала с изображениями знаков зодиака.

Строительство вокзала пришлось на сложные для России годы войн и революций. Строительство приостанавливалось, план поддавался корректировке. Основные работы по строительству вокзала завершились в 1926 г. После этого в середине века его несколько раз расширяли и обновляли. В 1941 г. известные часы, рисунки для которых были разработаны самим архитектором, пострадали от взрыва бомбы. Они были восстановлены в 1970-е годы и по сей день украшают выдающийся памятник архитектуры Москвы.