«Папа» АВТОВАЗа

Поляков Виктор Николаевич – первый генеральный директор Волжского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности СССР, Куйбышевской области. Родился 18 февраля (3 марта) 1915 года в Томске в семье служащего. Его трудовая жизнь началась в 15-летнем возрасте. С 1930 года по 1937 год он работал слесарем, техником, мастером, зам. начальника цеха на Московском авторемонтном заводе. В 1938 году (без отрыва от производства) закончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института и получил профессию инженера-механика по эксплуатации автомобильного транспорта. С 1938 по 1946 год служил в армии. Его воинское звание — инженер-майор. Служил в ремонтно-восстановительном батальоне Западного и Карельского фронтов, а также командовал подразделениями автомобильных войск.

Виктор Поляков был награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Фронтовые заслуги отмечены орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени.

«На заводе его звали «папой». Виктор Поляков был человеком легендарным. Уже потому, что был он первым директором Волжского автомобильного завода. На любой фотографии или в кадрах кинохроники можно без труда узнать Виктора Николаевича Полякова. Он выше всех на голову. И почти всегда – где-нибудь во вторых рядах. Выпячиваться он не любил.» (Вадим Карасев, писатель, журналист, режиссер и сценарист документального кино, член Союза писателей России).

Непосредственно до того, как он приехал в Тольятти Виктор Николаевич успел поработать заместителем министра автомобильной промышленности. Виктору Полякову со своими единомышленниками пришлось создавать план и строить новый гигантский завод практически в чистом поле. Кандидатуру Полякова на пост генерального директора строящегося завода утвердили Постановлением Совета Министров СССР №2127 от 8 сентября 1966 года.

В 1970 году началось конвейерное производство первых автомобилей. Будучи уже директором, он приложил немалые усилия для запуска завода в эксплуатацию. 19 апреля с главного конвейера завода сошли первые 6 автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», которые были схожи с конструкцией итальянской модели «FIAT-124», но собранные почти полностью из локализованных комплектующих. 24 марта 1971 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автомобильного завода, которая будет производить 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию автомобильной промышленности Полякову Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении задач пятилетнего плана по развитию автомобильной индустрии Полякову Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Благодаря нему появился и поддерживался проект «народного» автомобиля «особо малого класса» «Ока». Полякову многократно приходилось решать споры и проблемы, которые возникали у изготовителей данной автомашины — ВАЗа, КамАЗа и СеАЗа. В 1977 году с конвейера ВАЗа сошел полноприводной советский внедорожник «Нива», который стал пользоваться огромным спросом, как в советском союзе, так и за рубежом.

Г.К. Мирзоев, главный конструктор АВТОВАЗа в 1976-1998 годы: «Виктора Николаевича отличала гигантское трудолюбие: до самых последних дней он делал то, чего порой не могли молодые. В течение недели он обходил весь завод, все подразделения, а начинал проверку с санузлов, чтобы убедиться в их надлежащем состоянии. Виктора Полякова я помню как человека эрудированного, ответственного, очень честного и скромного».

Имя В. Н. Полякова занесено в Книгу Почёта ОДО «АвтоВАЗ», в его честь названы проспекты и площадь в Тольятти. 19 апреля 2007 года открыт памятник Полякову у здания заводоуправления ВАЗа. В Москве на доме, где проживал Поляков, установлена мемориальная доска. Распоряжением мэрии Тольятти от 25 февраля 2015 года муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению лицею №76 присвоено имя В.Н. Полякова, а 2 марта того же года на здании лицея ему была установлена мемориальная доска.


Источники и литература

1. В.Н. Поляков глазами современников / Ред.-сост. А. Шаврин. — 2-е изд., доп. — Тольятти: ОАО «АВТОВАЗ», 2004. – 607 с.

2. Семизоров Николай Федорович: Строитель Волжского автогиганта и Автограда: Биобиблиогр. аннотир. указатель / Сост. Н. А. Мальцева. – Тольятти, 2006. – 18 с.

3. Поляков Виктор Николаевич: К 90-летию со дня рождения: Биобиблиогр. аннотир. указатель / Сост. Н. А. Мальцева. – Тольятти, 2005. – 16 с.

4. Гарнюк С. Д. Совет Народных Комиссаров СССР. Совет Министров СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.

5. Пахута Л. Помнить уроки Полякова // Волжский автостроитель. — 2006. — 3 марта. – 1-2 с.

6. Исаков В. Тепло, которое он нам дарил / Е. Кузнецова, М. Цуркин // Волжский автостроитель. — 2005. -1 июня–3 с.