Краеведческие карточки для школьников

Дидактический материал – карточки, представленные проектом Кафедры Истории и Философии ТГУ«Исторический музей», направлены на облегчение учебного процесса преподавания дисциплины «Краеведение Самарской области».

Карточки делятся на несколько категорий:

  1. Выдающиеся личности Самарского края.
  2. Важные события (даты) для Самарского края.
  3. Культура края.

Основная функция данного дидактического материала – быстрое повторение информации:

  1. Процесс воспроизведения необходимо довести до автоматического (информация с карточки повторяется меньше чем за секунду).
  2. Если скорость повторений перестанет расти, нужно в течение 7 дней удерживать данную скорость, увеличивая временные промежутки между повторениями, таким образом, чтобы скорость не уменьшалась.
  3. Следующим этапом может стать переход на пассивное повторение (например, Ребенок смотрит на карточки, которые ему уже знакомы и не проговаривает). Таким образом, ученик сможет повторить 100 карточек за одну минуту. Пассивное повторение формирует навыки быстрого поиска и анализа информации.

Существуют различные методы работы с карточками:

  1. Игровой метод: карточки разных категорий перемешиваются между собой, школьники должны работать в парах. Один вытаскивает из общей колоды одну карточку и демонстрирует её соседу лицевой стороной (где изображена фотография), а если сосед затрудняется в ответе, то ученик, доставший карточку, читает информацию о данной личности, объекте и т.д. Метод направлен на запоминание информации.
  2. Другой метод работы называется «хронологическая карта», его суть: учащиеся перед собой видят все карточки, на доске нарисована линия с веками, от школьника требуется разделить все карточки согласно временным рамкам. Если учащийся затрудняется, то карточка переворачивается стороной, где есть информация о личности, объекте культуры.
  3. Ещё один игровой метод, основанный на популярной игре «ассоциации». Один из учеников показывает своему соседу карточку, при этом, кто показывает, не знает, что за карточку в руках он держит. Другой должен постараться объяснить своему напарнику, привлекая исторические знания.
  4. Метод, связанный с взаимодействием преподавателя и учеников: карточки лежат лицевой стороной к ученикам, учитель рассказывает факт о какой-либо личности, объекте, дате – ученик должен поднять карточку, с которой связан тот или иной факт. Если ответ верен, то учащийся получается балл. Соревновательный элемент всегда мотивирует учеников выполнять задания правильно.
  5. Метод «Загрузка/дозагрузка». Данный метод является самым простым в использовании при работе с карточками, его цель – доведение скорости повторения до максимально возможной. Выполняется простым способом: активное повторение блоков по 5 карточек.
  6. Метод «Воронка». Карточки распределяются на две стопки по принципу «хорошо помню и знаю, быстро воспроизвожу» и «практически ничего не помню или не помню совсем». Данный метод сопряжен с методом «Загрузка/дозагрузка». Цель данного метода работы достигнуть максимального запоминания информации.
Учебник по краеведению Самарской области и карточки, которые облегчат процесс преподавания данной дисциплины.

На данный момент в комплекте имеется около 100 карточек. Карточки направлены на улучшение и упрощение учебного процесса, а также в помощь преподавателям. С их помощью, используя различные методы запоминания, можно улучшить навыки работы с информацией учащихся.