Дидактический материал – карточки, представленные проектом Кафедры Истории и Философии ТГУ«Исторический музей», направлены на облегчение учебного процесса преподавания дисциплины «Краеведение Самарской области».
Карточки делятся на несколько категорий:
- Выдающиеся личности Самарского края.
- Важные события (даты) для Самарского края.
- Культура края.
Основная функция данного дидактического материала – быстрое повторение информации:
- Процесс воспроизведения необходимо довести до автоматического (информация с карточки повторяется меньше чем за секунду).
- Если скорость повторений перестанет расти, нужно в течение 7 дней удерживать данную скорость, увеличивая временные промежутки между повторениями, таким образом, чтобы скорость не уменьшалась.
- Следующим этапом может стать переход на пассивное повторение (например, Ребенок смотрит на карточки, которые ему уже знакомы и не проговаривает). Таким образом, ученик сможет повторить 100 карточек за одну минуту. Пассивное повторение формирует навыки быстрого поиска и анализа информации.
Существуют различные методы работы с карточками:
- Игровой метод: карточки разных категорий перемешиваются между собой, школьники должны работать в парах. Один вытаскивает из общей колоды одну карточку и демонстрирует её соседу лицевой стороной (где изображена фотография), а если сосед затрудняется в ответе, то ученик, доставший карточку, читает информацию о данной личности, объекте и т.д. Метод направлен на запоминание информации.
- Другой метод работы называется «хронологическая карта», его суть: учащиеся перед собой видят все карточки, на доске нарисована линия с веками, от школьника требуется разделить все карточки согласно временным рамкам. Если учащийся затрудняется, то карточка переворачивается стороной, где есть информация о личности, объекте культуры.
- Ещё один игровой метод, основанный на популярной игре «ассоциации». Один из учеников показывает своему соседу карточку, при этом, кто показывает, не знает, что за карточку в руках он держит. Другой должен постараться объяснить своему напарнику, привлекая исторические знания.
- Метод, связанный с взаимодействием преподавателя и учеников: карточки лежат лицевой стороной к ученикам, учитель рассказывает факт о какой-либо личности, объекте, дате – ученик должен поднять карточку, с которой связан тот или иной факт. Если ответ верен, то учащийся получается балл. Соревновательный элемент всегда мотивирует учеников выполнять задания правильно.
- Метод «Загрузка/дозагрузка». Данный метод является самым простым в использовании при работе с карточками, его цель – доведение скорости повторения до максимально возможной. Выполняется простым способом: активное повторение блоков по 5 карточек.
- Метод «Воронка». Карточки распределяются на две стопки по принципу «хорошо помню и знаю, быстро воспроизвожу» и «практически ничего не помню или не помню совсем». Данный метод сопряжен с методом «Загрузка/дозагрузка». Цель данного метода работы достигнуть максимального запоминания информации.
На данный момент в комплекте имеется около 100 карточек. Карточки направлены на улучшение и упрощение учебного процесса, а также в помощь преподавателям. С их помощью, используя различные методы запоминания, можно улучшить навыки работы с информацией учащихся.