Портрет Петра I
Автор: итальянский скульптор Б. Растрелли.
Время создания: 1723 г.
Находится: в Эрмитаже Скульптуру отличает полная портретная достоверность. Основой для нее послужил слепок, снятый с лица императора в 1721г. Была выполнена копия бюста, поэтому скульптура отлита в нескольких экземплярах.
Анна Иоанновна с арапчонком
Автор: Б. Растрелли.
Время создания: 1741 г.
Находится: в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург.
Скульптура выполнена в натуральную величину и относится к типу коронационного парадного портрета в скульптуре. Работа Растрелли стала своего рода символом тяжелого и деспотичного времени, вошедшего в историю России как эпоха «бироновщины».
Памятник Петру I (Медный всадник)
Автор: Скульптор Э.М. Фальконе, француз по происхождению.
Время создания: 1770-1782 гг., при Екатерине II. В 1765 г. в Париже русский посол князь Голицын предложил Фальконе взяться за сооружение памятника Петру Великому.
Находится: в Санкт-Петербурге.
На самом деле памятник изготовлен из бронзы, а свое название получил благодаря одноимённой поэме А.С. Пушкина. Это одно из самых значительных произведений монументальной скульптуры XVIII в.
Памятник Суворову
Авторы: М. И. Козловский, Ф. Г. Гордеев.
Время создания: 1801 г.
Находится: в Санкт-Петербурге.
Отличительная особенность: Скульптура не имеет портретного сходства с полководцем. Он изображен в аллегорическом облике бога войны Марса.
Памятник Минину и Пожарскому
Автор: И. Мартос.
Время создания: 1812-1818 гг.
Находится: на Красной Площади в Москве, перед собором Василия Блаженного.
Скульптура установлена к 200-летию победы русских ополченцев над иностранными интервентами.
Памятники Кутузову (слева) и Барклаю Де Толли (справа)
Автор: Б. И. Орловский.
Время создания: 1837 г.
Находятся: в Санкт- Петербурге, перед Казанским собором.
В 1828 г. для создания памятников из Рима прибыл скульптор Борис Смирнов, уроженец Орловской губернии. За свое прилежание и мастерство он был выкуплен из крепостной зависимости под фамилией Орловский и отправлен в Италию совершенствоваться в скульптурном искусстве. Фигуры фельдмаршалов расположены строго против колоннад и при взгляде в перспективе обрамляют Казанский собор.
Памятник Николаю I
Автор: проект разработал О. Монферран, конную статую создал П. Клодт.
Время создания: Открыт в 1859 г.
Находится: в Санкт-Петербурге на Исаакиевской площади. Памятник объединен стилистически с Исаакиевским собором и является центром Исаакиевской площади. Высокий пьедестал оформлен барельефами, изображающими знаковые события эпохи правления Николая I. С четырех сторон пьедестала помещены аллегорические женские фигуры, олицетворяющие Силу, Веру, Мудрость и Правосудие.
Тысячелетие России
Авторы: М. О. Микешин, И. Шредер.
Время создания: Установлен в 1862 г. Идея создания памятника тысячелетию русской государственности принадлежала императору Александру II.
Находится: в Великом Новгороде на Кремлевской площади.
Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность». В скульптуре отражены все важнейшие этапы истории России. 129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители. Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного из-за его жестокого погрома в Новгороде.
Памятник Екатерине II
Автор: М.О. Микешин., М. Чижов.
Время создания: 1862–1873 гг.
Находится: В Санкт-Петербурге на Александринской площади.
Решение воздвигнуть памятник было принято Александром II в 1862 году, в столетнюю годовщину восхождения императрицы на престол. Всех сподвижников Екатерины выполнил Александр Опекушин. Подножие памятника окружают изображения приближённых императрицы, выдающихся деятелей России второй половины XVIII века: А.В. Суворова, П.А. Румянцева, Г.Р. Державина, И.И. Бецкого, Е.Р. Дашковой, А.Г. Орлова, А.А. Безбородко, Г.А. Потёмкина, В.Я. Чичагова.
Иван Грозный
Автор: М.М Антокольский.
Время создания: 1870-е гг.
Важной чертой скульптуры является подчеркнутая психологическая характеристика образа. Это первая работа мастера, попавшая в коллекцию зарубежного музея (Кенсингтонский музей, Лондон).
Памятник Пушкину
Автор: А.М. Опекушин.
Время создания: 1880 г.
Находится: в Москве, на Пушкинской площади.
Памятник создан по инициативе выпускников Царскосельского лицея. До этого памятники ставили только государственным деятелям.
Нестор-летописец
Автор: М.М. Антокольский.
Время создания: 1890 г.
Находится: в Михайловском дворце, а бронзовая относится к собранию Тверской областной картинной галереи.
Скульптор изобразил автора повести временных лет в мраморе, а затем создал уменьшенную версию, отлитую бронзой. Перед зрителем предстает человек, отрешенный от мирской суеты, погруженный в работу. Он сидит за простым столом, его поза естественна и непринужденна. Богатая игра света и тени на лице и одежде придают статуе особую жизненность.
Ермак
Автор: М. М. Антокольский.
Время создания: 1881 — 1891 гг.
Находится: в Санкт-Петербурге, Государственном Русском музее.
Александр III заказал эту работу к 300-летию освоения Сибири. В своей работе автор стремился не столько подчеркнуть портретное сходство, сколько создать образ героя, олицетворявшего силу духа русского народа, передать эмоции.
Памятник Гоголю
Авторы: Н.А. Андреев, Ф.О. Шехтель.
Время создания: 1909 г., к столетию со дня рождения писателя.
Находится: в Москве.
Памятник создан, чтобы почтить «художника слова, который сделался вторым по значению, по силе и влиянию поэтом всея Руси», — говорил В.В. Розанов. Скульптура вызвала множество недовольств, т.к все ожидали торжественный памятник. Андреев же изобразил писателя задумчивым, полным отчаяния, утратившим веру в свое творчество.
Памятник Ивану Федорову
Автор: С.М. Волнухин.
Время создания: 1909 ьг.
Находится: в Москве.
Памятник создателю первой русской датированной печатной книги. Художественный образ создан самим скульптором, т.к не осталось сведений о внешности Ивана Фёдорова.