Имперский период (1721-1917 гг.)

Портрет Петра I

Автор: итальянский скульптор Б. Растрелли.

Время создания: 1723 г.

Находится: в Эрмитаже Скульптуру отличает полная портретная достоверность. Основой для нее послужил слепок, снятый с лица императора в 1721г. Была выполнена копия бюста, поэтому скульптура отлита в нескольких экземплярах.

Анна Иоанновна с арапчонком

Автор: Б. Растрелли.

Время создания: 1741 г.

Находится: в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург.

Скульптура выполнена в натуральную величину и относится к типу коронационного парадного портрета в скульптуре.  Работа Растрелли стала своего рода символом тяжелого и деспотичного времени, вошедшего в историю России как эпоха «бироновщины».

Памятник Петру I (Медный всадник)

Автор: Скульптор Э.М. Фальконе, француз по происхождению.

Время создания: 1770-1782 гг., при Екатерине II. В 1765 г. в Париже русский посол князь Голицын предложил Фальконе взяться за сооружение памятника Петру Великому.

Находится: в Санкт-Петербурге.

На самом деле памятник изготовлен из бронзы, а свое название получил благодаря одноимённой поэме А.С. Пушкина. Это одно из самых значительных произведений монументальной скульптуры XVIII в.

Памятник Суворову

Авторы: М. И. Козловский, Ф. Г. Гордеев.

Время создания: 1801 г.

Находится: в Санкт-Петербурге.

Отличительная особенность: Скульптура не имеет портретного сходства с полководцем. Он изображен в аллегорическом облике бога войны Марса.

Памятник Минину и Пожарскому

Автор: И. Мартос.

Время создания: 1812-1818 гг.

Находится: на Красной Площади в Москве, перед собором Василия Блаженного.

Скульптура установлена к 200-летию победы русских ополченцев над иностранными интервентами.

Памятники Кутузову (слева) и Барклаю Де Толли (справа)

Автор: Б. И. Орловский.

Время создания: 1837 г.

Находятся: в Санкт- Петербурге, перед Казанским собором.

В 1828 г. для создания памятников из Рима прибыл скульптор Борис Смирнов, уроженец Орловской губернии. За свое прилежание и мастерство он был выкуплен из крепостной зависимости под фамилией Орловский и отправлен в Италию совершенствоваться в скульптурном искусстве. Фигуры фельдмаршалов расположены строго против колоннад и при взгляде в перспективе обрамляют Казанский собор. 

Памятник Николаю I

Автор: проект разработал О. Монферран, конную статую создал П. Клодт.

Время создания: Открыт в 1859 г.

Находится: в Санкт-Петербурге на Исаакиевской площади. Памятник объединен стилистически с Исаакиевским собором и является центром Исаакиевской площади.  Высокий пьедестал оформлен барельефами, изображающими знаковые события эпохи правления Николая I. С четырех сторон пьедестала помещены аллегорические женские фигуры, олицетворяющие Силу, Веру, Мудрость и Правосудие. 

Тысячелетие России

Авторы: М. О. Микешин, И. Шредер.

Время создания: Установлен в 1862 г. Идея создания памятника тысячелетию русской государственности принадлежала императору Александру II.

Находится: в Великом Новгороде на Кремлевской площади.

Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность». В скульптуре отражены все важнейшие этапы истории России. 129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители. Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного из-за его жестокого погрома в Новгороде.

Памятник Екатерине II

Автор: М.О. Микешин., М. Чижов.

Время создания: 1862–1873 гг.

Находится: В Санкт-Петербурге на Александринской площади.

Решение воздвигнуть памятник было принято Александром II в 1862 году, в столетнюю годовщину восхождения императрицы на престол. Всех сподвижников Екатерины выполнил Александр Опекушин. Подножие памятника окружают изображения приближённых императрицы, выдающихся деятелей России второй половины XVIII века: А.В. Суворова, П.А. Румянцева, Г.Р. Державина, И.И. Бецкого, Е.Р. Дашковой, А.Г. Орлова, А.А. Безбородко, Г.А. Потёмкина, В.Я. Чичагова.

 Иван Грозный

Автор: М.М Антокольский.

Время создания: 1870-е гг.

Важной чертой скульптуры является подчеркнутая психологическая характеристика образа. Это первая работа мастера, попавшая в коллекцию зарубежного музея (Кенсингтонский музей, Лондон).

Памятник Пушкину

Автор: А.М. Опекушин.

Время создания: 1880 г.

Находится: в Москве, на Пушкинской площади.

Памятник создан по инициативе выпускников Царскосельского лицея. До этого памятники ставили только государственным деятелям.

Нестор-летописец

Автор: М.М. Антокольский.

Время создания: 1890 г.

Находится: в Михайловском дворце, а бронзовая относится к собранию Тверской областной картинной галереи.

Скульптор изобразил автора повести временных лет в мраморе, а затем создал уменьшенную версию, отлитую бронзой. Перед зрителем предстает человек, отрешенный от мирской суеты, погруженный в работу. Он сидит за простым столом, его поза естественна и непринужденна. Богатая игра света и тени на лице и одежде придают статуе особую жизненность.

Ермак

Автор: М. М. Антокольский.

Время создания: 1881 — 1891 гг.

Находится: в Санкт-Петербурге, Государственном Русском музее.

Александр III заказал эту работу к 300-летию освоения Сибири. В своей работе автор стремился не столько подчеркнуть портретное сходство, сколько создать образ героя, олицетворявшего силу духа русского народа, передать эмоции.

Памятник Гоголю

Авторы: Н.А. Андреев, Ф.О. Шехтель.

Время создания: 1909 г., к столетию со дня рождения писателя.

Находится: в Москве.

Памятник создан, чтобы почтить «художника слова, который сделался вторым по значению, по силе и влиянию поэтом всея Руси», — говорил В.В. Розанов. Скульптура вызвала множество недовольств, т.к все ожидали торжественный памятник. Андреев же изобразил писателя задумчивым, полным отчаяния, утратившим веру в свое творчество.

Памятник Ивану Федорову

Автор: С.М. Волнухин.

Время создания: 1909 ьг.

Находится: в Москве.

Памятник создателю первой русской датированной печатной книги. Художественный образ создан самим скульптором, т.к не осталось сведений о внешности Ивана Фёдорова.