С 1982 года в нашем институте на кафедре «Автомобили и тракторы» работает к.т.н., профессор, ветеран Великой Отечественной войны Голомидов Аркадий Матвеевич.
В 1942 году 17-летним юношей ушел он на фронт. До первого ранения воевал под Харьковом в составе гвардейского механизированного корпуса. Затем, спустя некоторое время, будучи комвзвода противотанкового орудия, участвовал в освобождении советских городов и сел, народов Восточной Европы от фашистского ига. Закончил войну в победном 1945 в Чехословакии. После еще до 1948 года служил в ограниченном контингенте советских войск в Восточной Европе.
Одним из памятных событий Великой Отечественной войны для Аркадия Матвеевича было форсирование Дуная на румыно-болгарской границе. Переправа оказалась неожиданно легкой для военного времени. На болгарском берегу освободителей встречали торжественно и тепло местные жители.
Зато следующая переправа на территории Венгрии оказалась чрезвычайно сложной: на сооруженных наспех плотах, под шквалом огня с вражеского берега. Это было в 1944 году.
На вопрос, какие боевые традиции Советских Вооруженных Сил особенно дороги, Аркадий Матвеевич ответил так: «Дружба и сплоченность воинов, постоянная взаимовыручка. Сейчас, в наши дни, наблюдается такая картина: те воины, которые отслужили год и более, пытаются свалить большую часть своих обязанностей на новичков. В период войны такого не было, наоборот, каждый старался выполнить наиболее трудные и ответственные задачи. Опытные бойцы помогали молодым быстрее овладеть необходимыми навыками и знаниями. Это очень согревало всех, помогало преодолеть самые суровые испытания. И сейчас необходимо беречь и развивать эту традицию. Очень не нравится отношение студентов-призывников к учебе. Позволяют себе бездельничать, пропускать занятия, проявляют безответственность в делах. Мы в свое время, наоборот, работали день и ночь, торопились сделать больше до повестки. Конечно, суровое время воспитывает по-своему. Но это вовсе не оправдание. Призывник сейчас только числится студентом. Потом, попадая в армию, где жесткая дисциплина, он теряет много времени на собственное перевоспитание».
Аркадий Матвеевич пожелал настоящим призывникам максимальной готовности к службе в Вооруженных Силах и честного выполнения воинского долга.
Затем я поинтересовалась, как Аркадий Матвеевич относится к студенческому самоуправлению. Он ответил: «Был я в свое время куратором группы, и мы проводили эксперименты, в результате которых убедились, что студенты вполне способны самостоятельно решать свои вопросы. Контролировать их мне не приходилось. Нужно обязательно развивать самоуправление, расширять права студенчества, но и не забывать об их обязанностях. Я считаю, что для успешного развития самостоятельности студентов необходимо резко повысить авторитет «треугольника» группы: коллектив должен сам выбирать своего комсорга, профорга и др. Для этого, конечно, нужно поднять престиж комсомольского лидера. Тогда, может быть, не придется комсоргу «пасти» своих нерадивых комсомольцев, как это наблюдается сейчас».
В заключение Аркадий Матвеевич пожелал всем студентам успехов в учебе и в военной подготовке.
Источники и литература
Газета «Политехник» № 8(813)’ 88 от 23 февраля 1988 г. (статья О. Блиновой)