Бенедикт (Барух) Спиноза — одна из культовых личностей в истории философского учения.
Родился он 24 ноября 1632 года в Амстердаме в семье евреев-сефардов. Уже в детстве Спиноза отличался особым умом и владел несколькими языками, а именно: испанский, португальский, древнееврейские языки, позднее уже занялся изучением голландского и латыни. Проходил обучение в начальной религиозной школе «Эц Хаим», где и проявился его интерес к философским и религиозным учениям. Исследователи предполагают, что примерно в это время Спиноза начал углубляться в каббалистические традиции.
В 1656 году Бенедикт Спиноза был представлен к отлучению в еврейской общине. Причиной этого послужили якобы еретические высказывания. Спиноза в свою очередь не стал просить покаяния, взял себе имя Бенедикт и покинул общину.
Таким образом, после этого события стала формироваться свободная личность философа-рационалиста Бенедикта Спинозы.
Спиноза начал посещать латинскую школу иезуита Франциска ван де Эндена, где увлекся классической литературой, античной и средневековой философией, прочитал труды Гоббса, Макиавелли и Бруно. Позднее, Спиноза был замечен на занятиях в Лейденском университете и ушел с головой в работы Декарта. Неожиданно вокруг личности Спинозы начала формироваться группа почитателей в связи с его способностью к самостоятельному мышлению и полному понятию картезианства.
В 1660 году Амстердамская синагога выступила с прошением к органам власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», вследствие этого он был вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рейнсбурге. Здесь он написал «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бо́льшую часть «Основ философии Декарта» и первую книгу «Этики».
Бенедикт Спиноза оставил после себя великий вклад в философию. В 1664 году в Гааге он издает «Основы философии Декарта», которое являлось единственным сочинением, изданным под собственным именем Спинозы при его жизни. Опубликованный анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат»1670 года для некоторых современников показался атеистическим. В 1675 году он закончил «Этику» – работа Спинозы, которая в систематизированной форме содержит все основные положения его философии. Однако, после того как в 1672 году братья де Витт в результате государственного переворота были убиты, он не смог опубликовать его, хотя рукописные копии имели место быть в кругу ближайших друзей. После составления описи имущества, которое включало 161 книгу, оно было распродано, а часть документов уничтожены. В 1678 году все произведения Спинозы запрещаются. Философическое учение Бенедикта Спинозы в основном заключалось в следующем: единство субстанции, мышления и протяженности. Он считал, что все в мире сводится к единой субстанции. Придерживаясь идеи пантеизма, Спиноза отождествлял субстанцию и Бога, субстанцию и природу. У нее нет цели, все в мире происходит не просто так, а в силу необходимости. Творящая и сотворенная природа для него – едины.
Умер Спиноза 21 февраля 1677 года от туберкулёза в возрасте 44 лет. Болезнью он страдал в течение 20 лет, усугубляя её вдыханием стекло-абразивной микропыли при шлифовке оптических линз и курением.
Источники и литература
1. Соколов В. В. Спиноза. – Изд. 3-е, стереотипное. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 224 с.
2. Жизнь покойного господина Спинозы / Пер. с фр. А.Д. Майданского // Вопросы философии. 2006. № 10. С.119–129.
3. Ильенков Э.В. Спиноза (материалы к книге) // Э.В. Ильенков: личность и творчество. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 201–244.