25 ноября 1562 г. Феликс Лопе де Вега и Карпио появился на свет в городе Мадрид, в семействе, главой которого был портной-золотошвей. То, что мальчик чрезвычайно одарен, было заметно с его раннего детства. Будучи десятилетним мальчиком, он представил на суд публики стихотворный перевод «Похищения Прозерпины»; первая пьеса была написана в 12-летнем возрасте. С этого времени зарабатывал на жизнь преимущественно литературным трудом, создав огромное число пьес, разнообразных как по жанрам, так и по тематике. Кроме того, будучи человеком разносторонних дарований, работал и в других литературных жанрах: писал поэмы, романсы, новеллы.
Восхищенные современники называли драматурга Золотого века, «океаном поэзии», а Сервантес писал, что он — «чудо природы». Говоря о вкладе Лопе в становление испанской национальной драматургии, Сервантес отмечал, что он «покорил и подчинил своей власти всех комедиантов и наполнил мир своими комедиями, удачными, хорошо задуманными и составляющими в общей сложности более десяти тысяч листов…». По собственному свидетельству Лопе, количество пьес превышает 800, однако некоторые исследователи называют цифру в 1800 пьес, другие — в 2000. До нас дошли всего 470.
С 1624 г. Лопе де Вега возглавлял братство служителей инквизиции, именно в этот период были написаны знаменитые комедии «Собака на сене» и «Глупая для других и умная для себя». Большинство его пьес строятся по единой сюжетной схеме — воссоединение влюбленных, преодолевающих самые разные препятствия (принцип комедии дель арте: бесконечные вариации единого сюжета). В его творчестве присутствуют две основные линии, в обеих из них явственно чувствуются жизнелюбие, любовь к отечеству, стремление к гармонии, обостренное чувство достоинства, отвага, ум и изобретательность в достижении цели. Первая — так называемая «крестьянская», народная драма, высшим достижением которой стала пьеса «Фуэнте Овехуна».
В пьесах драматурга мощно звучат освободительные мотивы, мотивы личного достоинства и чести. При этом широкий народный фон его пьес ничуть не противоречит идеям справедливой монархии («Звезда Севильи», «Наказание —не мщение», «Периваньес и командор» и др.) — за трагедию в стихах «Трагическая корона», прославляющую Марию Стюарт, Лопе де Вега был награжден степенью доктора теологии. Вторая линия — так называемая «комедии плаща и шпаги», пьесы, написанные в блестящей стихотворной форме, с яркими живыми характерами и запутанной интригой («Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином» и др.). Здесь господствует идеальный мир гармонии, к которому герои неизбежно приходят в результате разрешения всех конфликтов.
Лопе де Вега прославился и как поэт. Он написал более 20 поэм, среди которых есть поэма-памфлет «Песнь о драконе» (1598), поэмы на мифологические сюжеты: «Андромеда» (1621); «Цирцея» (1624); ироикомическая поэма «Война котов» (1634) и множество других. Он был автором около 10 тысяч сонетов. В прозаических жанрах он также оставил яркий след, написав пасторальный роман «Аркадия» (1598), любовно-авантюрный роман «Странник в своем отечестве» (1604), роман в диалогах «Доротея» (1632) и др. Шекспир и Лопе де Вега сближались в пространстве в 1588 г. во время военного похода «Непобедимой Армады» к берегам Англии, но ничто не свидетельствует о том, что они читали или хотя бы слышали имена друг друга. Тем не менее типологическая близость их произведений может быть выявлена — прежде всего в том, что оба, живя в разных концах Европы, исповедовали принципы ренессансного гуманизма, причем воплощали его в принципах, в формах, определяемых как гуманистический протореализм.
В России интерес к творчеству испанского драматурга появляется в XVIII веке, когда устанавливаются регулярные дипломатические и торговые отношения России с Испанией и усиливается интерес к быту и культуре далекой страны. Первые упоминания имени Лопе де Вега в русской литературе встречаются в произведениях В.К. Тредиаковского и А.П. Сумаркова. В 1785 году в России появился первый перевод пьесы Лопе «Сельский мудрец».
В XIX веке пробуждается уже более широкий интерес к испанской литературе. Героическая борьба испанского народа против наполеоновских войск 1808-1814 гг., а также революционные события 1820-1823 гг. привлекают внимание всех слоев русского общества. На протяжении второй половины XIX в., когда появляются переводы для театра, выполненные С.А. Юрьевым, и XX столетия, когда над переводами работают К.Д. Бальмонт, В.А Пяст, М.Л. Лозинский и др., драматические произведения Лопе становятся одними из самых популярных зарубежных пьес на русской сцене. Среди его произведений для нас также особенно любопытна историческая драма «Великий князь московский и гонимый император» (1617), которая посвящена событиям в России «Смутного времени».
В 1614 г. под влиянием трагических событий (умерла вторая жена, утонул сын) — Лопе де Вега принимает сан священника. Но он продолжает жить полной страстей жизнью и писать. Даже когда накануне смерти Лопе пережил несколько катастроф (умер еще один сын, дочь Марсела ушла в монастырь, другая дочь, Антония-Клара, была похищена распутником-дворянином, умерла последняя его любовь — Марта де Неварес, ослепшая и обезумевшая), он пишет поэму «Золотой век» (1635), отстаивающую идеалы гуманистов. Хотя еще в 1625 г. Совет Кастилии запретил печатать пьесы драматурга, он по-прежнему воспринимался испанскими и итальянскими литераторами как вождь самой авторитетной драматургической школы. Фактически уморив себя голодом, великий испанский драматург умер 27 августа 1635 г. в Мадриде, что стало поводом для скорби всей страны. Не случайно на смерть Лопе де Вега отозвались в стихах 153 испанских и 104 итальянских писателей.
Источники и литература
1. Плавскин З. И. Лопе де Вега, 1562–1635. М.; Л.: Искусство, 1960; Лопе де Вега. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1735–1961. М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1962. — 118 с.
2. Лопе де Вега /Сюзанн Варга; науч. ред. и авт. пре-дисл. И. В. Ершова; пер. с фр. Ю. М. Розенберг. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 392 с.
3. К истории переводов пьес Лопе де Веги в России: их восприятие и оценка литературной критикой в XIX веке. // Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. М., 2008, №3. — 7 с. — С. 132-137,