115 лет назад в России вышел первый отечественный фильм — «Понизовая вольница» («Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна», 1908 г.) В. Ромашкова; с этой даты принято отсчитывать историю российского кино.
Это произведение ознаменовало рождение великого немого кино на территории России. Картина была черно-белая, короткометражная — сцены длились буквально минуту, а сам фильм имел продолжительность около 6 минут. Но зрелище для того времени было грандиозным, в «батальных» сценах были заняты около сотни артистов театров, а зрители шли в кинотеатр на премьеру потоком.
К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Снималось достаточно много фильмов в различных жанрах, появились первые кинозвезды – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.
Затем, уже в 20-х годах, вдохновленная революцией творческая молодежь оставила новое слово в развитии российского кино. «Серебряный век» сменил советский киноавангард. И здесь, непременно, следует отметить такие экспериментальные картины Сергея Эйзенштейна, как «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.). Широкую известность ленты получили преимущественно на Западе. Также нельзя оставить без внимания талантливые картины Льва Кулешова – «По закону», Всеволода Пудовкина – «Мать», Дзиги Вертова – «Человек с киноаппаратом», Якова Протазанова – «Процесс о трех миллионах» и другие.
Первым звуковым фильмом считается «Путевка в жизнь» (1931 г.) Николая Экка. Далее свой талант успешно приспособили к советскому режиму такие режиссеры, как Братья Васильевы и их «Чапаев» (1934 г.), Михаил Ромм и «Ленин в Октябре» (1937 г.), Фридрих Эрмлер и «Великий гражданин» (1938 г.); а также небезызвестный Григорий Александров, который стал настоящим королем комедии. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экранов. Самые популярные фильмы Александрова – «Веселые ребята» (1934 г.), «Цирк» (1936 г.), «Волга-Волга» (1938 г.).
К первым военным фильмам, отразившим всю жестокость, происходившую на фронте, можно отнести «Радугу» (1943 г.) Донского, «Нашествие» (1944 г.) Ромма, «Она защищает Родину» (1943 г.) Эрмлера, «Зоя» (1944г.) Арнштама. Также в это время в свет вышла последняя картина С. Эйзенштейна – трагедия «Иван Грозный» (1944 г.).
Период оттепели был весьма успешным для российского кинематографа — стоит отметить картину Михаила Калатозова и Сергея Урусевского «Летят журавли» (1957 г.), которая получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Также нужно упомянуть о самых заметных фигурах того времени – Григорий Чухрай с его «Балладой о солдате» и «Чистым небом», Михаил Ромм и его шедевральная картина «Обыкновенный фашизм» (1965 г.).
Истинное удовольствие получили зрители от комедий великого Леонида Гайдая – «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука». И нельзя не упомянуть комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!»
Помимо комедий и Каннского фестиваля, период оттепели в кино подарил миру оскароносную «Войну и мир» (1965–1967 гг.) С. Бондарчука. А также фурор произвела мелодрама В. Меньшова «Москва слезам не верит» (1979 г.), которая взяла «Оскар» за лучший иностранный фильм, и боевик Бориса Дурова «Пираты 20-го века».
Что касается периода перестройки, то тут особое внимание следует уделить картине Элема Климова «Иди и смотри», который стал лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. Послабление цензуры поспособствовало и появлению первого российского фильма с откровенными сценами – «Маленькая Вера» (1988 г.) Василия Пичулы.
Такое историческое событие, как распад Советского Союза, несомненно, повлиял на отечественный кинематограф, и российское кино еще долго находилось в упадке. Дабы иметь хоть какой-то шанс к развитию, открывались маленькие частные киностудии. Самыми кассовыми на те времена стали комедии «Ширли-мырли» (1995 г.) Меньшова, «Особенности национальной охоты», а также фильмы «Вор» и «Анкор, еще анкор!».
Нулевые же, в свою очередь, ознаменовались рождением кинокомпаний, которые производили телевизионные фильмы и сериалы. Самыми популярными из них стали «Амедиа», «КостаФильм» и «Форвард-фильм». Кинематограф постепенно восстанавливался от длительного кризиса, и уже в 2010 году было выпущено 98 художественных фильмов, а в 2011 г. – 103.
Но явления и тенденции, наблюдаемые в начале нового века, истоки которых уходят в 1990-е годы, еще далеки от завершения, они не стали историей — это сегодняшний и завтрашний день отечественного кино.
Источники и литература
- История советского кино : учеб. пособие / Ю. А. Русина ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 104 с.
- История отечественного кино от рождения до позднего СССР. Подборка видеоэссе [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4005475/ (дата обращения 09.04.2023).
- История кинематографа в России: основные этапы развития [Электронный ресурс]. URL: https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/382314/istoriya-kinematografa-v-rossii-osnovnyie-etapyi-razvitiya (дата обращения 09.04.2023).
- Понизовая вольница. Первый русский фильм, который можно назвать фильмом [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2906085#id1232843 (дата обращения 09.04.2023).
- Фильм «Броненосец Потемкин» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/photo/2013/12/05/dfc990a6.html (дата обращения 09.04.2023).
- Сокровище нации: «Бриллиантовая рука» как последний великий фильм шестидесятых. Зачем Леонид Гайдай придумал свой собственный СССР [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/873030/aleksei-korolev/sokrovishche-natcii-brilliantovaia-ruka-kak-poslednii-velikii-film-shestidesiatykh (дата обращения 09.04.2023).