Книги из фонда методического кабинета кафедры истории и философии Тольяттинского государственного университета
На данной странице представлены краткие библиографические записи и аннотации к изданиям. Аннотация приведена после библиографической записи. Для заказа книг обратитесь к специалисту по методической работе в кабинете № 720.
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / науч. ред. Г.В. Драч. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 576 с.
Учебное пособие «Культурология» предназначено для студентов высших учебных заведений и сопровождается компьютерным курсом по культурологии. Содержит три раздела, отвечающие государственному стандарту: теория культуры, история мировой культуры, история отечественной культуры. В приложение включены тексты по истории и теории культуры.
Учебное пособие и компьютерный курс сопровождения выполнены на кафедре теории культуры РГУ и в Российском научно-методическом центре новых информационных технологий преподавания гуманитарных и социально-политических наук. В основу положены разработки по темам: «Культурология как система знания» из программы «Университеты России», электронный учебник «История мировой культуры» из программы «Информатизация гуманитарного образования», методические и учебные материалы, изданные в течение трех последних лет.
Русские философы (конец XIX – середина XX века): Антология. Выпуск 2 / сост. С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. МОСКВА: «Книжная палата», 1994. 424 с.
Второй выпуск антологии содержит очерки о жизни, этапах творчества и характерных чертах философии, библиографические сведения, а также тексты сочинений К. П. Победоносцева, В. В. Розанова, Ф. А. Степуна, Л. А. Тихомирова, князей Е. Н. и С. Н. Трубецких.
Кондаков И.В. Русская культура: Краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. Москва: Книжный дом «Университет», 1999. 360 с.
Новое учебное пособие докт. филос. и канд. филол. наук профессора И. В. Кондакова представляет собой сжатое систематическое изложение истории русской культуры от восточнославянского язычества до современного состояния постсоветской России. Вместе с лаконичной характеристикой отдельных периодов национально-культурной истории в пособии раскрываются социокультурные механизмы, регулирующие смену культурных парадигм и определяющие общую логику исторического развития – архитектонику отечественной культуры. Именно теоретический аспект изложения материала и продуманный методический схематизм придают пособию особую научную и учебную новизну. Пособие рассчитано на студентов различных гуманитарных вузов (в том числе культурологов, философов, историков, филологов, искусствоведов и т.п.), но может быть полезно и негуманитариям, – как, впрочем, и всем читателям, интересующимся русской культурой на грани веков и тысячелетий.
Библейские легенды / пересказ М. Письменного. Дербент: «Интерэкспресс», 1992. 320 с.
В книгу включены широко известные легенды из Ветхого и Нового Заветов, нашедшие отражение в мировой культуре.
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. Ленинград: «Просвещение», 1981. 255 с.: ил. (Серия «Биография писателя»)
В книге на основе богатого фактического материала рассказывается о жизни великого русского поэта А. С. Пушкина, творчество которого составило эпоху в развитии русской литературы. Обстоятельно характеризуется личность поэта, его душевный склад. Широко показана политическая, общественная, культурная жизнь эпохи, в которую жил и творил Пушкин, его окружение – родные, друзья, соратники по литературной борьбе. Особое внимание уделено связям Пушкина с революционным движением своего времени, с передовым литературным движением эпохи.
Жизнь и личность Пушкина предстают в книге в двухсторонней связи с эпохой: будучи сформированы своим временем и тесно связаны с ним, они в свою очередь активно воздействуют на историческое развитие России.
Написанная известным советским ученым, биография Пушкина будет интересна не только учащимся старших классов, но и всем, кто любит литературу.
Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса / пер. с франц. А.С. Усовой. Москва: Политиздат, 1991. 398 с. (Серия «Библиотека атеистической литературы»)
Жизнеописание Иисуса Христа, принадлежащее перу французского писателя и историка религии Э. Ренана, уже вскоре после своего выхода в свет в 1863 г. получило всемирную известность. Автор стремится очистить евангельское повествование от налета сверхъестественного и рисует своего героя как реально существовавшего проповедника, «религиозного анархиста». «Жизнь Иисуса» нельзя назвать научным исследованием в строгом смысле слова, это скорее род беллетристики, где исторически достоверные свидетельства переплетаются с авторским субъективизмом в оценках и произвольными реконструкциями многих событий.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Философия: Учебное пособие / под ред. В.Н. Лавриненко. Москва: «Юристъ», 1996. 512 с.
Предложенное пособие отражает тот факт, что философия в России становится самостоятельной дисциплиной, освобождающейся от идеологической нагруженности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Наряду с актуальными проблемами философии доступно и четко излагаются основные положения системы философского знания, раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические этапы и направления ее развития от античности до наших дней. Специальное внимание уделено эволюции и особенностям русской философской мысли. Отдельные разделы посвящены философскому пониманию мира и социальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), философской антропологии (эволюция философско-антропологических воззрений и актуальные проблемы философии человека).
Книга адресована студентам и аспирантам вузов и научных учреждений, а также всем, интересующимся философией.
Федотов Г.П. Судьба и грехи России (Избранные статьи по философии русской истории и культуры): В двух томах. Том 1 / сост. В.Ф. Бойков. Санкт-Петербург: «София», 1991. 352 с.: ил.
В книгу входят сочинения религиозного мыслителя, историка, одного из самых известных публицистов русского зарубежья Г. П. Федотова (1886–1951). Большинство предлагаемых произведений Г. П. Федотова по животрепещущим вопросам прошлого, настоящего и будущего русской культуры и общества написаны в эмиграции и в России публикуются впервые.
Для историков, философов и всех любителей отечественной культуры.
Федотов Г.П. Судьба и грехи России (Избранные статьи по философии русской истории и культуры): В двух томах. Том 2 / сост. В.Ф. Бойков. Санкт-Петербург: «София», 1991. 352 с.: ил.
В книгу входят сочинения религиозного мыслителя, историка, одного из самых известных публицистов русского зарубежья Г. П. Федотова (1886–1951). Большинство предлагаемых произведений Г. П. Федотова по животрепещущим вопросам прошлого, настоящего и будущего русской культуры и общества написаны в эмиграции и в России публикуются впервые.
Для историков, философов и всех любителей отечественной культуры.
50/50: Опыт словаря нового мышления / под общ. ред. МОСКВА Ферро и Ю. Афанасьева. Москва: «Прогресс», 1989. 560 с.
Эта книга выходит одновременно во Франции и СССР под редакцией французского ученого, директора парижского Института советского мира и стран Восточной Европы профессора Марка Ферро и советского историка, директора Московского историко-архивного института профессора Юрия Афанасьева. Цель книги – сопоставить точки зрения на наиболее важные понятия, которые имеют широкое хождение в современной общественно-политической лексике, но неодинаково воспринимаются и интерпретируются в контексте разных культур и историко-политических традиций. В этой работе приняли участие ведущие советские и французские историки и экономисты, философы и социологи, психологи и психотерапевты, писатели и публицисты.
Книга рассчитана на самого широкого читателя.
Морен Э. О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая империя / пер. с франц. А.В. Карлова и М. Чешкова. Москва: «Наука для общества»; РГГУ, 1995. 220 с.
Книга известного французского социолога, политолога и философа Э. Морена посвящена проблеме тоталитарной сущности Советского Союза, главному, как он считает, вопросу современной истории. Опираясь на собственный научный метод, автор анализирует социальную обстановку в СССР накануне перестройки. Глубокое проникновение в суть советского общественного строя вкупе с блестящим философско-публицистическим стилем делает эту работу интересной как для специалистов-советологов, так и для широкого круга читателей.
Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. Москва: «Русское слово», 1996. 432 с.
Учебник подготовлен коллективом известных российских философов – преподавателей РГГУ, сотрудников Института Философии РАН на основе курсов философии, прочитанных в Российском государственном гуманитарном университете. Авторы стремились отойти от традиционного деления материала, входящего в вузовский курс философии, и по-новому осмыслить и изложить как историю философии, так и актуальные проблемы современной философской мысли.
Рекомендуется для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, для всех интересующихся проблемами теоретической и практической философии.
Розин В.М. Введение в культурологию. Москва: Международная педагогическая академия, 1994. 104 с.
Книга представляет собой курс лекций, помогающий читателю войти в интересный и сложный мир культуры. Книга рассчитана на слушателей гуманитарных институтов, колледжей и академий.
Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры / сост. В.К. Кантор. Москва: «Правда», 1989. 654 с. (Серия «Из истории отечественной философской мысли»)
Без аннотации.
Андреюшкина Т.Н., Андронова И.О., Апанасюк Л.А. и др. Толерантность: Социально-гуманитарные аспекты: Монография / под ред. Т.Н. Андреюшкиной. Тольятти: Издательство ТГУ, 2013. 376 с.: ил.
Монография, написанная коллективом авторов, посвящена актуальным проблемам толерантности в их философско-культурологическом, филологическом, историческом, психологическом, социологическом, национальном и региональном аспектах.
Адресована студентам, аспирантам, преподавателям вузов гуманитарного профиля.
Радугин А.А. Философия: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: «Центр», 1999. 272 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается через изложение основных философских направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древнейших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собственно историко-философским материалом, значительное место в учебном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также всех интересующихся философией.
Бурганов А. Философия и социология собственности: Российские реалии (Курс лекций, прочитанных в Российском государственном гуманитарном и Самарском государственном университетах). 2-е изд., перераб. и доп. Москва: «Эльф-М», 2000. 179 с.
В книге – по причине ограниченности объема, в предельно сжатом виде – дан анализ российского общества, как государства, состоящего издавна в своем большинстве из населения, лишенного собственности, следствием чего явилось многовековое общественное нездоровье. В его сознании утвердилась антисобственническая психология. Россия больна социальным «иммунодефицитом» – социальной неустойчивостью. Первопричина всех русских революций начала века именно в этом. Осуществленный автором теоретический анализ исторического материала убедительно доказывает, что прогресс человечества – следствие не классовой борьбы, направленной на истребление состоятельных классов и отрицания частной собственности, как это утверждается марксизмом-ленинизмом, а, напротив, – нормального, регулируемого обществом ее развития. Закономерным результатом этого является формирование демоса (массового среднего класса собственников), природе которого противопоказан социальный экстремизм; ему присуще стремление к сотрудничеству со всеми социальными группами. В этой связи частная собственность рассматривается через призму социологии: ее места и роли во взаимоотношениях человека с самим собой, граждан друг с другом, с властью и Отечеством.
Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. Москва: Философское общество СССР, 1990. 117 с.
Без аннотации.
Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биографические очерки. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 416 с. (Серия «Биографическая библиотека Флорентия Павленкова»)
В настоящее издание включены очерки о жизни и деятельности великих мыслителей древности, впервые опубликованные в конце прошлого века в биографической серии «Жизнь замечательных людей» известного русского издателя Ф. Ф. Павленкова. Имена Сократа, Платона и Аристотеля олицетворяют расцвет древнегреческой философии, оказавшей определяющее влияние на всю европейскую культуру. Этическое учение древнеримского философа-стоика Сенеки во многом предвосхищает христианскую мораль, оно, по словам А. Ф. Лосева, полно предощущений, поражающих сознание даже искушенного человека современности. Будучи великими мыслителями, Сократ, Платон, Аристотель и Сенека прожили удивительные, часто загадочные, порой трагические жизни, о которых и рассказывается в очерках.
Сборник представляет интерес для широких кругов читателей.
Юнг К.Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий / пер. с нем. Москва: «Канон», 1996. 348 с. (Серия «История психологии в памятниках»)
В настоящий, четвертый том входят малые работы К. Г. Юнга, разрабатывающие тему архетипа духа, каким он предстает в алхимии, фольклоре, искусстве и науке, а также в самосознании творца аналитической психологии. Основу книги составляют две работы из «малого алхимического цикла» – «Дух Меркурий» и «Парацельс как духовное явление», публикующиеся на русском языке впервые.
Шкопоров Н.Б. Ноэтическая психология сознания: Монография. Самара: СНЦ РАН, 2008. 272 с.
В настоящей монографии делается попытка осмыслить потребность науки в таком методе как прояснение. Рассматриваются некоторые стороны понятия сознания. Философски автор основывается в своей работе на феноменологии Э. Гуссерля, а психологически – на представлении о сознании как целом для различных видов деятельности в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. В работе уделяется внимание восточным (ведическим) учениям о сознании как эвристической основе для данной предметной области. Монография предназначена для психологов, философов, биологов, и, всех интересующихся вопросами психологии сознания.
Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов / науч. рук. В.Л. Калашников. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.
Сложность и неоднозначность современных социальных процессов ставит вопрос о новом уровне социального знания. Это предполагает генерацию нового поколения учебников по социальной философии. Данную проблему решают авторы предлагаемого учебного пособия, раскрывающего и суть этой научной дисциплины, и закономерности, и механизмы социальной жизни, детерминанты ее исторического развития.
Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей высшей школы, на всех интересующихся данной проблематикой.
Курбатов В.И. Философия в парадоксах и притчах: Учебник для студентов вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.
Чтобы узнать, что такое философия, можно, конечно, перечитать разные философские учебники. Что-то, конечно, узнаешь, кроме одного: мнения философов меняются в зависимости от дуновений сегодняшнего политического ветра. А он так изменчив и даже зависит от результатов выборов в Государственную Думу. Но ведь есть что-то неизменное, связанное с тем, что просто человек хочет понять, кто он есть в этом мире, кому и что он должен, кому он – вершина творения, а кому – просто тварь при Творце. Об этом и речь: о смысле жизни, о добре и зле, о Боге и человеке, о справедливости и несправедливости, о мужчине и женщине, о разных сюжетах их взаимоотношений; это и есть, по мнению автора, философия. И если кто-то придерживается иного мнения, то, как сказано в Библии, пусть первым бросит в него камень.
Эту книгу можно было бы назвать книгой оригинального учебного жанра. В самом деле: вроде все в шутку, а если призадумаешься, то все очень всерьез. И это тоже философия… У автора и у издательства нет сомнения, что у того, кто осилит данные экзерсисы, не будет проблем с тем, что ответить на любой вопрос экзаменатора.
Книга предназначена для студентов и всех интересующихся философией.
Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия: Книга для школьников и студентов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. 544 с.
Книга в популярной форме раскрывает перед читателем важнейшие темы философского размышления. Ясно и доходчиво автор обсуждает проблемы познания и нравственности, религии и истории, эстетики и культуры. Особый интерес представляют главы «Человек и его жизненный путь» и «Экзистенциальные проблемы философии», где речь идет о повседневных заботах человек об этапах его жизни (детство, зрелость, старость), об эмоциях и страстях, знакомых каждому из нас.
Книга «Страна Философия» обращена прежде всего к юному читателю, но она может быть интересна и зрелым людям, философам-профессионалам, всем, кого волнуют смысложизненные вопросы.
Текст сопровождается авторскими иллюстрациями, помогающими с юмором взглянуть на сложные и порой драматичные коллизии истории и индивидуальной судьбы.
Монтень МОСКВА Опыты. Избранные главы / пер. с франц. Москва: Правда, 1991. 656 с.
«Опыты» Монтеня (1533–1592) – произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.
«Опыты» – один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.
Степанов А.С. Очерк истории мировой культуры. Москва: ООО «Многоцветие», 2000. 368 с.
В книге академика, профессора МАИ Степанова А. С. Предпринимается оригинальная попытка осветить историю и теорию мировой и отечественной культуры в тесной связи с гражданской историей, философией и научно-техническим прогрессом. Увлекательный, научно-популярный характер изложения освещаемых вопросов и привлечение малоизвестных фактов и документов, представляющих большой интерес для читателей, делают это издание выгодно отличающимся от других – подобной тематики.
Книга предназначена для тех, кто интересуется вопросами культуры.
Вейнингер О. Пол и характер. Москва: ТЕРРА, 1992. 480 с.
Целью этой книги является попытка свести всю противоположность между мужчиной и женщиной к единому общему принципу, решить вопрос об отношениях между полами в свете новой решающей точки зрения.
Людвиг Витгенштейн: Человек и мыслитель / пер. с англ.; сост. В.П. Руднев. Москва: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1993. 352 с.
Без аннотации.
Культурология в вопросах и ответах / под ред. Г.В. Драча. Москва: «Гардарики», 1999. 336 с.
В учебном пособии в кратком виде (в вопросах и ответах) дается изложение учебного материала к курсу «Культурология», в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Пособие охватывает обширный круг вопросов из истории и теории мировой и отечественной культуры. Предназначено студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.
Белова О.Ю. История искусств (Зарубежное искусство): Краткий курс лекций для средней школы. Москва: «Аквариум»; Киев: «ГИППВ», 2000, 128 с.
Краткий курс лекций по истории искусства – учебное пособие для школьников, учащихся гимназий и лицеев, а также для всех, кто интересуется зарождением и развитием всех видов искусства. Цель пособия – пробуждение интереса учащихся к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Книга может быть хорошим подспорьем учителям, преподающим предмет в школах, лицеях и гимназиях.
Дажина В.Д. Рафаэль и его время (К 500-летию со дня рождения). Москва: Знание, 1983. 56 с. (Серия «Новое в жизни, науке, технике. Искусство»)
Брошюра посвящена жизни и творчеству великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти, с именем которого связаны наши представления о совершенной художественной форме, воплотившей гуманистические идеалы Высокого Возрождения с классической ясностью и возвышенной простотой.
Брошюра иллюстрирована, рассчитана на широкий круг читателей.
Кармин А.С. Культурология. Санкт-Петербург: «Лань», 2001. 832 с. (Серия «Учебники для вузов. Специальная литература»)
Эта книга – проводник в мир культуры. Она начинается с разговора о смысле понятия «Культура» и заканчивается обсуждением концепций культурно-исторического процесса, разработанных крупнейшими теоретиками XIX–XX вв. В ней рассматриваются знаковые системы культуры, различные типы культурных миров, основные этапы истории русской культуры и этнокультурные стереотипы русского народа. Анализируется строение культуры, характеризуются ее различные формы и их взаимосвязь. Речь идет о культурной ментальности, о духовной, социальной и технологической культуре, о культурных сценариях деятельности.
Книга представляет собою учебник, предназначенный для студентов и школьников-старшеклассников. Популярность изложения делает ее доступной для широкого круга читателей.
Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.И. Левиной. 2-е изд. Москва: «Республика», 1994. 527 с. (Серия «Мыслители XX века»)
В сборник работ одного из самых ярких представителей экзистенциализма, К. Ясперса (1883–1969), включены три книги, объединенные темой судеб духовности в кризисную эпоху, противостояния человека и безличной власти, смысла, происхождения и цели человеческой истории. Это – «Истоки истории и ее цель», «Философская вера» и «Духовная ситуация эпохи».
Рассчитана на читателей, интересующихся философией и историей культуры.
Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. Санкт-Петербург: «Азбука», 2000. 400 с.
В двухтысячном году у М. Мамардашвили двойная дата: семьдесят лет со дня рождения и десять лет со дня смерти. Интерес к личности М. Мамардашвили огромен и в нашей стране, и за рубежом, наверное, еще и потому, что за феноменом философа в нем явственно просматривается феномен человека.
Модернизм: Анализ и критика основных направлений / под ред. В.В. Ванслова и М.Н. Соколова. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: «Искусство», 1987. 399 с.
Сборник статей о модернизме в изобразительном искусстве капиталистических стран XX века представляет собой дополнительный вариант предыдущего издания. На большом фактическом материале, сопровождаемом многочисленными иллюстрациями, показано развитие модернистских течений: экспрессионизма, кубизма, футуризма, сюрреализма и т. д. Ряд разделов обновлен; заново написана глава о поп-арте, оп-арте и кинетическом искусстве. Книгу завершает статья «Плюралистическое десятилетие» о новейших авангардистских течениях («археологические утопии», формотворчество «новых диких»).
Найдыш В.М. Мифология: Учебное пособие. Москва: «КНОРУС», 2010. 432 с.
В представляемой читателю книге излагаются история изучения мифотворчества от античности до наших дней, современные проблемы науки о мифе. Дана широкая панорама духовных поисков, творческих дерзаний, непростых, подчас трагических судеб идей в сфере постижения сущности мифа. Наряду с вопросами теории мифотворчества исследуются проблемы истории культуры, гносеологии, лингвистики, фольклористики, теории литературы, этнографии, эволюционной эпистемологии, психологии и др.
Для студентов и аспирантов, изучающих историю культуры, историю и теорию журналистики, культурологию, языкознание, историю и теорию литературы, философию, психологию, религиоведение.
Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Петрова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. Санкт-Петербург: «Лань», 1998. 448 с.
Без аннотации.
Колесников А.С., Корнеев М.Я., Марков Б.В. и др. История современной зарубежной философии: компаративистский подход / отв. ред. М.Я. Корнеев. Санкт-Петербург: «Лань», 1997. 480 с.
Книга представляет собой первую в отечественной историко-философской литературе попытку целостного анализа современной Западной и Восточной философии с точки зрения компаративистского (сравнительного) подхода. Данный подход предусматривает сравнительный анализ не только диалога Восточной и Западной философских традиций, но и сравнения в рамках одной и той же философской парадигмы. Для преподавателей, аспирантов и студентов, для всех интересующихся проблемами современной зарубежной философии.
Оганесян А.А. Культурология (Конспект лекций). Москва: «ПРИОР», 2000. 160 с.
Настоящим изданием мы продолжаем серию «В помощь студенту», в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах.
Книга создана на основе конспектов лекций студентов факультетов и вузов г. Москвы, как и ранее вышедшие в нашей издательской серии.
Материал отредактирован специалистами отдела учебной литературы «Издательство ПРИОР» и приведен в соответствие с учебной программой курса «Культурология».
Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.
Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
Кортунов В.В., Столяров Д.Ю. Культурология: Учебное пособие для вузов / отв. ред. В.Д. Диденко. Москва: ЗАО «Финстатинформ», 1998. 96 с.
Данное учебное пособие рассматривает основные проблемы современной культурологической науки в ее теоретическом и историческом аспектах. В пособии представлены такие разделы, как «Теоретическая культурология», «История зарубежной культуры», «Культура России», «Запад и Восток», «Культура и экономика. Управление институтами культуры». Предлагаемое учебное пособие может быть рекомендовано студентам заочной формы обучения негуманитарных специальностей.
Шпет Г.Г. Сочинения. Москва: «Правда», 1989. 602 с. (Серия «Из истории отечественной философской мысли»)
Без аннотации.
Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. Введение в философию: Учебник для вузов: В двух частях. Часть 1 / под общ. ред. И.Т. Фролова. Москва: Политиздат, 1989. 367 с.
Учебник, подготовленный коллективом известных советских философов, – первый опыт изложения философии по новой структуре. Он вводит читателя в одну из наиболее богатых областей духовной культуры человечества, освещая опыт мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия природы, человека и общества; обосновывая диалектико-материалистические идеи и принципы и соответствующие им позиции марксистско-ленинской философии в осмыслении реальностей современной эпохи и жизнедеятельности человека, фундаментальных проблем науки.
Данная книга составляет первую часть учебника, в которой раскрываются предназначение, смысл и функции философии как науки, ее исторические типы и направления, очерчивается общая панорама становления и развития философии от ее возникновения до наших дней. Проблематика этой, историко-философской, части в общем вузовском курсе представлена столь широко впервые. Рассчитана не только на студентов вузов, но и на всех изучающих философию, интересующихся ее проблематикой.
Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. Введение в философию: Учебник для вузов: В двух частях. Часть 2 / под общ. ред. И.Т. Фролова. Москва: Политиздат, 1989. 367 с.
Учебник, подготовленный коллективом известных советских философов, – первый опыт изложения философии по новой структуре. Он вводит читателя в одну из наиболее богатых областей духовной культуры человечества, освещая опыт мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия природы, человека и общества; обосновывая диалектико-материалистические идеи и принципы и соответствующие им позиции марксистско-ленинской философии в осмыслении реальностей современной эпохи и жизнедеятельности человека, фундаментальных проблем науки.
Данная книга представляет вторую, теоретико-методологическую, часть учебника, в которой раскрываются основные положения и понятия философии, освещаются наиболее важные ее проблемы, в том числе дискуссионные. Рассчитана не только на студентов вузов, но и на всех изучающих философию, интересующихся ее проблематикой.
Философия и методология истории: Сборник статей / пер. с англ., нем., франц. Ю.А. Асеева; общ. ред. И.С. Кона. Москва: «Прогресс», 1977. 335 с. (Серия «Логика и методология истории»)
Без аннотации.
Вебер М. Избранные сочинения / пер. с нем. М.И. Левиной, А.Ф. Филиппова, П.П. Гайденко; сост., общ. ред. Ю.Н. Давыдова. Москва: «Прогресс», 1990. 808 с. (Серия «Социологическая мысль Запада»)
Книга представляет собой сборник работ по социологии одного из ведущих западных социологов XIX–XX вв. М. Вебера (1864–1920), оказавшего и оказывающего значительное влияние на ее развитие. В работах, вошедших в сборник, нашли отражение его идеи о связи социологии и истории, о «понимающей социологии», концепция «идеальных типов» и др. М. Вебера нередко называют на Западе «великим буржуазным антиподом Карла Маркса» и даже «Марксом буржуазии».
В книгу вошли «Протестантская этика и дух капитализма», исследования по методологии науки, различные социологические статьи.
Рассчитана на социологов, философов, всех, интересующихся вопросами общественного развития.
Философия: Учебник для высших учебных заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 576 с.
В учебнике предпринята одна из первых попыток реализовать Программу государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Философия» (бакалавр), разработанного Госкомитетом Российской Федерации по высшей школе. Изложены основы современной философии, кратко очерчены узловые этапы ее истории, рассмотрены важнейшие проблемы философии и их конкретное решение в рамках различных философских направлений.
Рассчитан на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.
Мир/Peace: Альтернативы войне от античности до конца второй мировой войны: Антология. Москва: «Наука», 1993. 349 с.
Впервые в мировой историографии в коллективном российско-американском труде через документы раскрывается эволюция альтернативы войнам и насилию в историческом процессе, начиная с античности и кончая второй мировой войной. В книге показаны различные подходы к идеям мира и методам борьбы за его установление, затрагиваются этические, религиозные, международно-правовые концепции мира, подходы к идеям, мира различных социальных групп и слоев мирового сообщества в разные периоды истории.
Ойзерман Т.И. Главные философские направления: Теоретический анализ историко-философского процесса. 2-е изд., дораб. Москва: «Мысль», 1984. 303 с.
Монография представляет собой теоретическое исследование историко-философского процесса. Автор рассматривает поляризацию философских систем на главные направления – материалистическое и идеалистическое. На основе диалектико-материалистической концепции истории философии прослеживается борьба материализма и идеализма, раскрывается научное и культурно-историческое значение победы диалектического материализма над новейшими идеалистическими учениями.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих философию.
Про А. Двенадцать уроков по истории / пер. с франц. Ю.В. Ткаченко. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. 336 с.
В основе книги лежат лекции, в свое время прочитанные автором в Сорбонне. Последовательно анализируя основные этапы развития исторического метода, А. Про по-новому определяет место истории и историка в современном обществе и в сообществе профессионалов. Эта книга – одновременно вводный курс и серьезный аналитический труд, основанный на обширном историографическом материале и оригинальном подходе к некоторым вечным темам. Обращает на себя внимание логически выдержанная и исключительно доходчивая интерпретация автором таких сложных сюжетов, как проблематика исторического времени, вопрос о понятийном аппарате исторической науки, соотношение методов естественных и гуманитарных наук в широком контексте научного познания и многие другие. Обилие цитат из трудов крупнейших историков и социологов делает эту книгу существенным подспорьем в преподавании ряда исторических и культурологических дисциплин.
Для студентов, преподавателей и всех, интересующихся проблемами исторического познания.
Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. Москва: Политиздат, 1982. 303 с.
В книге доктора философских наук, профессора А. И. Ракитова анализируются такие важные для исторического исследования понятия, как исторический факт, историческая истина, законы истории; рассматриваются структура и содержание исторического времени, особенности исторического объяснения и предсказания, взаимоотношения исторического и естественнонаучного познания. Автор высказывает свое мнение по ряду дискуссионных вопросов.
Книга рассчитана на преподавателей, научных работников, всех интересующихся актуальными философскими проблемами исторической науки.
Шаталов С.Е. Литература – вид искусства. Москва: «Знание», 1981. 160 с. (Серия «Народный университет. Факультет литературы и искусства»)
Задача этой книги – помочь читателю ориентироваться в сложном мире художественной литературы, научно оценивать литературные явления. В книге освещаются основные проблемы эстетики, теории и истории литературы. На основе ленинской теории познания определяется понятие литературы как особой формы художественного освоения мира, исследуются особенности литературных родов и видов, система изобразительных средств, с помощью которой создается художественный образ. На материале произведений отечественной и мировой классики показывается роль литературы в духовном мире человека.
Книга рассчитана на широкий круг читателей и может служить пособием для слушателей народных университетов культуры.
Зигмунд Ф. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. Москва: «Наука», 1993. 172 с.
Эта книга – последняя работа великого венского психиатра, психолога, философа, создателя психоанализа. Вывод Фрейда о том, что Моисей – библейский вождь, законодатель и освободитель еврейского народа – был египтянином, противоречит каноническим представлениям и принимается в штыки всеми конфессиями. Колоссальный историко-культурный материал, поразительная цепкость мышления, стройная логика и почти детективный сюжет, несомненно, захватят внимание читателя, который сам сможет судить о правомерности психоаналитического толкования истории Моисея и глубже разобраться в бессознательных мотивах коллективного и личного поведения.
Для самого широкого круга читателей.
Крянев Ю.В., Павлова Т.П., Моторина Л.Е. и др. Философско-методологические, социально-управленческие, исторические аспекты исследования систем / отв. ред. Ю.В. Крянев. Москва: «Логос», 2012. 232 с.
Представлены философско-методологические, социально-политические, исторические и деятельностно-управленческие аспекты исследования систем. Основное внимание уделено аэрокосмическому комплексу как системе. Представлены исторические аспекты исследования систем в контексте подготовки авиаторов, развития авиации и космонавтики.
Для философов, социологов, историков, разрабатывающих проблемы развития социально-экономических и технико-технологических комплексов и систем. Представляет особый интерес для исследователей отечественной авиационной промышленности.
Черников М.В. Философия Правды в русской культуре. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. 202 с.
В русской культуре особое место занимает предельно глубокая философема – Правда, которая определяется как высшее и подлинное долженствование, как то, что правильным образом вытекает из Истины, как «единственный правый, верный себе путь жизни» (Вл. Соловьев). Размышления о Правде, поиски Правды, неизбывное стремление к Правде составляет важнейший лейтмотив русской ментальности. Теоретическая рефлексия в рамках проблематики Правды формирует особое концептуальное направление, которое можно назвать русской философией Правды. Исследованию этой, предельно значимой для русской культуры, тематики и посвящена настоящая монография.
В монографии проводится глубокий анализ русской философемы Правды, выявляется ее место и роль в русской культурной традиции, рассматривается формирование и развитие русской философии Правды. На сегодняшний день данная монография является первым, по-настоящему комплексным и систематическим исследованием русской философии Правды.
Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира / отв. ред. В.И. Бойко. Новосибирск: Сибирское отделение издательства «Наука», 1990. 187 с.
Монография представляет собой исследование проблем развития исторического знания. Освещаются основные теоретико-познавательные аспекты исторического знания, проведен анализ ряда концепций философии истории, обоснованы новые концептуальные представления о взаимоотношении истории и научной картины мира.
Книга рассчитана на философов, историков, широкий круг читателей.
Шкопоров Н.Б. Жизнь как ценность. Самара: Региональный институт самообразования, 2007. 185 с.
Книга посвящена изучению аксиологических аспектов жизни, так как они представлены в новейшей литературе по данному вопросу. Рассчитана на психологов, философов и всех интересующихся новыми идеями в области науки о жизни.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: Учебное пособие для университетов. Москва: Высшая школа, 1989. 480 с.
Это первое учебное пособие, целиком посвященное немецкой классической философии. В нем с учетом новейших достижений историко-философской науки и современных задач университетского образования освещаются учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Немецкая классическая философия охарактеризована в ее неоднозначности и противоречивости: ее диалектические и материалистические положения показаны как один из теоретических источников марксизма, а ее агностические; идеалистические, теистические утверждения – как важнейший источник антимарксистских спекуляций в философии.
История и теория атеизма: Учебное пособие / отв. ред. М.П. Новиков. Москва: «Мысль», 1974. 429 с.
Настоящее учебное пособие по курсу «История и теория атеизма» написано в соответствии с учебной программой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В учебном пособии имеются следующие разделы: религия как общественное явление, религия современности, основные направления современной религиозной философии, исторические формы атеизма, мировоззренческое содержание атеизма, атеизм и религия в социалистическом обществе.
Длугач Т.Б. Дени Дидро. 2-е изд., дораб. Москва: «Мысль», 1986. 191 с. (Серия «Мыслители прошлого»)
Книга рассказывает о жизни и творчестве французского философа-материалиста, одного из самых крупных представителей Просвещения, главы энциклопедистов Д. Дидро (1713–1784). В ней рассматриваются взгляды Дидро на природу, познание, общество, его этические и эстетические воззрения.
Для широкого круга читателей.
Жан Дювернуа. Рерих: Фрагменты биографии (К десятилетию культурных учреждений Рериха в Америке). Тольятти: Тольяттинское Общество Рерихов, 1991. 44 с.
Без аннотации.
Нерсесянц В.С. Платон. Москва: Юридическая литература, 1984. 104 с. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»)
В работе освещаются жизнь и творческий путь древнегреческого мыслителя Платона, формирование и эволюция его взглядов. Основное внимание уделяется анализу идей Платона о государстве, праве и законодательстве. Рассматриваются место и роль политико-правового учения этого философа в истории политической мысли, прошлые и современные интерпретации его концепций.
Для юристов, историков, философов.
Кущенко С.В. Методологические вопросы изучения истории России (Социально-информационный аспект): Монография. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2021. 194 с. (3 экземпляра)
В монографии раскрываются методологические основания анализа социально-информационного аспекта изучения истории России. Исследование проведено в рамках диалектико-материалистической традиции и деятельностного подхода к изучению истории. На основе авторских публикаций раскрывается роль социальной информации в изучении истории. Показана сложность процесса оценки исторических событий. Вводится новый термин «эффект смещения» в оценке исторических событий.
Работа предназначена для историков, философов, аспирантов и всех интересующихся философскими аспектами исторической науки, адресована преподавателям и студентам высших учебных заведений и может способствовать формированию их взглядов на историю России в соответствии с образовательным стандартом.
Утверждено к печати Редакционно-издательским советом Новосибирского государственного технического университета.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. 2-е изд., доп. Москва: «ПРИОР», 2002. 432 с.
Учебник представляет собой опыт наиболее полного и систематического изложения автором теоретических и практических проблем политики. Он написан в соответствии с требованиями гуманитарного образовательного стандарта Российской Федерации.
Особенностью учебника является активное использование компаративного (сравнительного) подхода в анализе политики. Сопоставление политико-правовых институтов, представлений, систем ценностей и стандартов политической деятельности элит, лидеров различных стран позволяет лучше понять природу мира политики, специфику функций политических институтов. Особое внимание уделяется политическому процессу в России.
Книга предназначена для студентов юридических и гуманитарных факультетов с углубленным изучением проблем политики.
Российская историческая политология: Курс лекций: Учебное пособие / отв. ред. С.А. Кислицын. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 608 с.
Курс лекций относится к учебным пособиям нового поколения. В нем дается одна из первых попыток политологического осмысления российского исторического процесса. Основные черты и особенности развития русской (российской) цивилизации, теории и практики отечественного политогенеза, национально-государственные интересы России раскрываются на основе проблемно-хронологического подхода и категорий политологии. Рассмотрена самобытная политическая культура и менталитет российского общества.
Ориентирован на студентов, изучающих курсы политологии, истории государства и права России и др., а также научных работников, преподавателей вузов и колледжей, политиков, всех, кто интересуется вопросами политической истории и будущего отечества.
Абаренков В.П., Абова Т.Е., Аверкин А.Г. и др. Краткий политический словарь / сост. и общ. ред. Л.А. Оникова, Н.В. Шишлина. 6-е изд., доп. Москва: Политиздат, 1989. 623 с.
Словарь содержит краткую характеристику терминов, понятий, концепций, явлений общественно-политического и социально-экономического характера, отражающих экономическую и социальную политику КПСС в свете решений XXVII съезда партии, XIX Всесоюзной конференции КПСС и последующих пленумов ЦК КПСС, актуальные проблемы внешней политики СССР, социалистических стран, международного коммунистического и рабочего движения, современных международных отношений. В словаре приводятся сведения об ООН и ее основных специализированных организациях, а также о важнейших международных правительственных и неправительственных организациях. Даны краткие характеристики крупнейших информационных агентств мира.
Словарь может быть полезен для самого широкого круга читателей.
Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. Москва: «ПРИОР», 1998. 352 с.
Учебное пособие написано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все необходимые программные темы.
Книга направлена на создание у студентов целостного представления о культуре, ее сущности и особенностях, месте и роли в обществе. Она знакомит читателя с многовековой историей мировой и отечественной культур, их основными чертами и особенностями. Значительное место в книге отводится проблемам культуры XX века.
Знакомство с эволюцией мировой культуры позволит студентам уяснить причины ее взлетов и падений, глубже осознать фундаментальную роль в жизни человека. Пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений.
Белогрудов О.А. Культурология: Программа-конспект для студентов и преподавателей технических и гуманитарных вузов России. Москва: «ГИС», 1997. 416 с.
Без аннотации.
Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. Москва: «ФАИР-ПРЕСС», 2000. 400 с.
Учебное пособие содержит программу базового курса по культурологии, хрестоматию, в которую входят извлечения из оригинальных текстов ученых, занимавшихся проблемами культуры, а также краткий словарь культурологических понятий и терминов. Включенные в хрестоматию тексты отражают основную тематику курса по культурологии. Тексты хрестоматии снабжены справками, включающими как биографические сведения об авторах, так и краткую характеристику их культурологических концепций и перечень работ.
Вошедшая в учебное пособие программа базового курса по культурологии победила в конкурсе учебных программ, проводившемся в рамках программы «Высшее образование» благотворительной организации «Институт Открытое Общество. Фонд Содействия» (Фонд Сороса).
Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям, специалистам-культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами культуры.
Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд., доп. и перераб. Москва: «Магистр», 1996. 352 с.
Учебник представляет собой оригинальное авторское изложение лекционного курса по истории русской философии. В книге предпринята попытка дать наиболее полное представление обо всех этапах и формах развития отечественной философской мысли – от Киевской Руси до настоящего времени. Русская философия рассматривается как сложный и самобытный процесс становления и развития духовной культуры России.
Для преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных вузов, широкого круга читателей.
Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье: Веселая книга о свободе и нравственности. Дубна: Издательский центр «Феликс»; Москва: «Ребус», 1994. 274 с.
Эта книга для обдумывающих житье. Для тех, кто Жизнь, ее игру и сверкание ставит выше застывших правил и догм, кто верит, что жить весело и осмысленно. Эту книгу писал Практик, знающий, что ничего практичнее философии нет – естественно, философии правильной. Автор не претендует на то, что он Истиной владеет – на его взгляд, владеть Истиной безнравственно. Он с Истиной дружит – и она, похоже, отвечает ему взаимностью. Книга написана в форме Сказок – то есть свободных живых рассказов, где декорациями оказываются Вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Религия, Искусство, а читатель поселяется среди действующих лиц – Морали Приличии Каквсевны, зав. Душевной канцелярии Святой Веры Ивановны, Дракона – и наблюдает, что эти Герои делают с человеком и что человек может делать с ними. Эта книга для тех, кто разрешает себе видеть в Счастье не трудную цель, которую надо достичь, а такое же естественное и обязательное условие жизни, как утром умыться. Эта книга для тех, кто выбирает любить себя и людей, а свою жизнь – праздновать.
Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Политиздат, 1991. 560 с.
Новое, шестое издание словаря дополнено статьями, отражающими развитие и обновление советской философской мысли в современных условиях, остальные материалы авторами существенно переработаны и уточнены.
Авторский коллектив и издательство будут благодарны читателям за замечания и предложения, которые могут способствовать совершенствованию книги.
В словаре применяется единая система отсылок и ряд обычных для справочных изданий сокращений. Слово или слова, обозначающие название статьи, в тексте заменяются первой буквой. Например, в статье «Аристотель» вместо полной фамилии философа приводится буква «А». Если название статьи состоит из нескольких слов, то все они в тексте обозначаются также первыми буквами. Например, в тексте статьи «Содержание и форма» вместо полного названия стоит «С. и ф.»; в тексте статьи» Абсолютная и относительная истина» «А. и.» означает «Абсолютная истина», «О. и.» – «Относительная истина». Отсылочными являются все слова, набранные в статье курсивом. Высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса приводятся по второму изданию сочинений, В.И. Ленина – по Полному собранию сочинений, за исключением случаев, когда это специально оговорено.
Работа над шестым изданием словаря завершена в октябре 1990 года.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. Москва: «Владос», 1995. 304 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный Компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускнике высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается через изложение основных философских направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древнейших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет собственно историко-философскими материалом, значительное место в учебном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежской государственной архитектурно-строительной академии.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательская корпорация «Логос», Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», Международная издательская компания «Наука», 1997. 352 с.
Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Освещаются современные проблемы философии человека, общества, истории, науки и техники. Раскрываются основные понятия и методы философских исследований. Содержание и структура учебника соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и доработаны исходя из опыта использования в процессе обучения первого издания (М: Логос, 1996).
Предназначен для студентов высших учебных заведений.
Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / отв. ред. Е.В. Попов. Москва: «Владос», 1996. 336 с.
Написано в соответствии с государственным стандартом по культурологии. Раскрыта сущность культуры и культурологии как науки. Выделены основные этапы ее эволюции. Большое внимание уделено типологии культур.
Для студентов вузов и для тех, кто интересуется вопросами культуры.
Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие / под рук. В.И. Добрынина. Москва: Общество «Знание» России, ЦИНО, 1998. 272 с.
Учебное пособие разработано авторским коллективом на основе новых государственных стандартов и с учетом замечаний, полученных по первому выпуску (М., общество «Знание» России, 1993, 4 кн.).
Рекомендуется для студентов и преподавателей курса «Теория и история культуры».
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Москва: «Молодая гвардия», 1993. 383 с.: ил. (Серия «Жизнь замечательных людей»)
Книга А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи – плод совместного труда выдающегося философа современности и известного ученого-филолога. Изданием ее в серии «Жизнь замечательных людей» редакция отдает дань памяти Алексею Федоровичу Лосеву, 100-летие со дня рождения которого отмечается в 1993 году. По мнению авторов книги, судьбы двух великих философов античности Платона и Аристотеля, учителя и ученика, настолько тесно переплетаются, что логика требует объединения их жизнеописания в одном издании.
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. Москва: «Мысль», 1987. 348 с.
Книга доктора исторических наук посвящена проблеме зарождения и развития исторической мысли, ее места в интеллектуальной истории стран Западной Европы начиная с античного времени и кончая эпохой Просвещения. В ней обоснована концепция исторического сознания как исторической культуры, обрисован сложный и длительный процесс осознания человеком специфики своего положения в мире исторического пространства и времени.
Урок дает история / под общ. ред. В.Г. Афанасьевна и Г.Л. Смирнова; сост. А.А. Ильин. Москва: Политиздат, 1989. 414 с.
Интерес к правде истории партии, к честному анализу и оценке событий без купюр, «белых пятен» и умолчаний – этот интерес стал воистину общим.
Предлагаемая книга отвечает на многочисленные вопросы, которые долгое время оставались без ответов, Она раскрывает героические и трагические Страницы истории – именно так называются полосы в газете «Правда», на основе которых составлен этот сборник. Он включает также и новые документы и материалы, поднимает актуальные проблемы революционной перестройки.
Книга адресуется всем интересующимся историей КПСС, пропагандистам и слушателям системы политической учебы, широкому идеологическому активу, изучающим тему «Идеологический опыт КПСС», а также преподавателям вузов.
Историческая наука. Вопросы методологии / отв. ред. Л.С. Гапоненко. Москва: «Мысль», 1986. 261 с.
Без аннотации.
Шестаков А.А. Философия науки: Учебное пособие. Москва: Издательство Московского университета, 2005. 374 с.
Учебное пособие подготовлено на основе анализа отечественных и зарубежных исследований по истории и философии науки. Предметом рассмотрения выступают общие закономерности и тенденции науки как деятельности по производству знаний. Каждый раздел работы снабжен списком рекомендуемой литературы, вопросами для самопроверки. Для самостоятельного изучения предлагаются оригинальные тексты по истории и философии науки. Приводится краткая биографическая справка, предлагается избранная библиография по истории и философии науки.
Рекомендуется студентам, магистрам, аспирантам, всем, кто интересуется проблемами философии науки.
Цивилизации. Выпуск 4 / отв. ред. А.О. Чубарьян. Москва: МАЛП, 1997. 200 с.
Без аннотации.
Черняк Е.Б. Цивилиография (Наука о цивилизации). Москва: «Международные отношения», 1996. 384 с.
Предлагаемое читателю исследование представляет собой серьезную попытку осмысления проблем объективного отражения исторического процесса с учетом новых реалий конца XX века как в сфере общественной жизни, так и в науке.
Через призму понятия «цивилизация» в монографии рассматриваются концептуальные, методологические и логические проблемы историографии. Отказываясь от абсолютизации марксистского толкования истории и показывая его познавательные возможности наряду с другими макротеориями, автор предлагает новое решение проблемы факторов исторического развития, роли и взаимоотношения цивилизаций и формаций, социальных и цивилизационных революций.
Для специалистов по философским проблемам исторической науки, студентов и преподавателей исторических факультетов вузов.
Про А. Двенадцать уроков по истории. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. 336 с.
В основе книги лежат лекции, в свое время прочитанные автором в Сорбонне. Последовательно анализируя основные этапы развития исторического метода, А. Про по-новому определяет место истории и историка в современном обществе и в сообществе профессионалов. Эта книга – одновременно вводный курс и серьезный аналитический труд, основанный на обширном историографическом материале и оригинальном подходе к некоторым вечным темам. Обращает на себя внимание логически выдержанная и исключительно доходчивая интерпретация автором таких сложных сюжетов, как проблематика исторического времени, вопрос о понятийном аппарате исторической науки, соотношение методов естественных и гуманитарных наук в широком контексте научного познания и многие другие. Обилие цитат из трудов крупнейших историков и социологов делает эту книгу существенным подспорьем в преподавании ряда исторических и культурологических дисциплин.
Для студентов, преподавателей и всех, интересующихся проблемами исторического познания.
Честертон Г.К. Вечный человек / пер. с англ. Москва: Издательство «Эксмо»; Санкт-Петербург: «Мидгард», 2004. 704 с.
Эта книга представляет читателю почти неизвестного Г.К. Честертона, а именно Честертона как религиозного мыслителя. Живой интерес к истории формирования христианского мышления и мировосприятия вдохновил признанного классика английской эссеистики на создание серии теологических трактатов, в которых даже о самых сложных вещах он писал просто и весело, руководствуясь принципом «описывать то, чего не может быть и что, тем не менее, есть» – принципом, который сам сформулировал и возвел в кредо.
Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. Москва: «Наука», 1991. 192 с.
Автор в популярной форме излагает содержание наиболее влиятельных на Западе немарксистских концепций смысла истории. Существует ли глобальный смысл всемирно-исторического процесса и возможно ли его постижение? Раскрывая отношение к этим вопросам в работах Ницше и Дильтея, Шпенглера и Тойнби, Ясперса и Хайдеггера, Адорно и Маркузе, автор рисует широкую панораму современной западной философии истории.
Для читателей, интересующихся философскими проблемами истории.
Антипов А.Г. Историческое прошлое и пути его познания / отв. ред. Р.С. Васильевский и Л.С. Сычева. Новосибирск: «Наука», 1987. 243 с.
В монографии анализируется природа исторического знания, рассматриваются социокультурный контекст исторического познания, механизмы его генезиса, функционирования и развития. Обосновывается правомерность выделения исторического сознания в качестве особой формы общественного сознания, выявляются специфически гуманитарные аспекты исторической науки. Основные компоненты исторического исследования: исторический источник, исторический факт, историческая теория – интерпретируются с точки зрения их места и взаимосвязи в процессах решения ученым-историком своих познавательных задач. Показаны теоретико-познавательные особенности вспомогательных исторических дисциплин и возможности их дальнейшего развития.
Книга адресована философам, историкам, всем, кто интересуется проблемами методологии исторического познания.
Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки / общ ред. С.Р. Микулинского; сост. М.С. Бастракова, И.И. Мочалов, В.С. Неаполитанская [и др.]. 2-е изд. Москва: «Наука», 1988. 336 с.
В книге публикуются исследования В. И. Вернадского по всеобщей истории науки, в частности его труд «Очерки по истории современного научного мировоззрения», статьи о роли Канта и Гёте в развитии естествознания, а также его статьи по общим проблемам истории науки и вопросам организации исследований в этой области.
Публикуемые работы раскрывают еще одну малоизвестную грань творчества великого натуралиста-мыслителя – знакомят с ним как с историком науки.
Книга представляет большой интерес для всех интересующихся развитием науки.
Человек читающий. HOMO LEGENS. Писатели XX в. О роли книги в жизни человека и общества / сост. С.И. Бэлза. Москва: «Прогресс». 1983. 454 с.: ил.
Размышления виднейших мастеров слова XX века – отечественных и зарубежных – о прошлом и настоящем книги, о том, какова роль чтения в судьбе каждого из нас и в судьбе цивилизации в целом, о читателях, о писательском ремесле составили предмет сборника. Издание иллюстрировано.
Адресовано широкому кругу читателей, книголюбам.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / под ред. и сост. А.А. Радугин. Москва: «Центр», 1998. 432 с.
Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность. Пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных философских учений, школ, течений и направлений как в историко-философском ключе, так и через фундаментальные философские проблемы.
Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). Москва: «Международные отношения», 1990. 336 с.
Настоящее издание является первым полным воспроизведением текста «Самопознания». Оно подготовлено по рукописи, которая хранится (в соответствии с завещанием Н. Бердяева) на его родине.
Для читателей, интересующихся историей философии.
Культурология. Курс лекций: Учебное пособие / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. Москва: «Центр», 1997. 304 с.
Пособие написано в соответствии с «Требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматривается сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной культуры, сохранение мирового и национального культурного наследия. Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.
Краткая история философии / под общ. ред. В.Г. Голобокова. Москва: «Олимп», Издательство «АСТ», 1997. 576 с.
В предлагаемом издании впервые в отечественной литературе в популярной форме дается краткий очерк истории философии с древнейших времен до наших дней. Его авторы (ученые, преподаватели, публицисты) рассказывают об основных этапах развития философской мысли, знакомят с биографиями и концепциями крупнейших ее представителей, с главными ее направлениями и течениями.
Систематизированное и доходчивое изложение предмета, разъяснение основных идей и понятий философии позволяют использовать книгу как учебное пособие для студентов вузов, колледжей и других учебных заведений, а также для учащихся старших классов общеобразовательных школ, лицеев и учителей.
Багдасарьян Н.Г., Иванченко Г.В., Литвинцева А.В. и др. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. 4-е изд., испр. Москва: «Высшая школа», 2002. 511 с.
Культурология – новая учебная дисциплина, которая изучается во всех технических вузах России, поэтому предлагаемый учебник ориентирован на специфику технических высших учебных заведений. В нем удачно сочетается панорамное освещение культурологической проблематики с четкостью и строгостью изложения основных понятий и принципов.
Наряду с лекционным материалом в учебнике представлена подборка оригинальных текстов, составленных по темам, даны контрольные вопросы, список литературы, тематика рефератов и краткий культурологический словарь. Все это поможет организовать учебный процесс как при очном, так и при заочном обучении.
Для студентов технических и естественно-научных специальностей вузов. Может быть использован преподавателями и студентами гуманитарных факультетов вузов, учащимися старших классов средней школы, колледжей, лицеев.
Волков А.Н., Горнев В.С., Данильченко Р.Н. и др. История философии: Учебное пособие для вузов / под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. Москва: «ПРИОР», 1997. 464 с.
В пособии рассматриваются важнейшие этапы развития философского знания. Читатель узнает о наиболее значительных представителях мировой философской мысли, ее основных направлениях и школах. Материал подготовлен преподавателями кафедры философии Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета).
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интересующихся философской проблематикой.
Сартр Жан Поль. Фрейд. Сценарий. Первый вариант (1959 г.) / пер. с франц. Л. Токарева. Москва: «Новости», 1992. 304 с. (Серия «ЛГ – Бестселлер»)
Драма выдающегося французского писателя и мыслителя, главы французского экзистенциализма, первоначально задумывалась как киносценарий. Она анализирует судьбу творца психоанализа, бесстрашного искателя истины о природе человека. В ней фигурируют реальные исторические лица использован обширный научный архив.
Соловьев В.С. Смысл любви: Избранные произведения / сост. Н.И. Цимбаев. Москва: «Современник», 1991. 525 с.: ил.
В сборник вошли избранные сочинения Владимира Сергеевича Соловьева (1853–1900). Книга призвана дать современному читателю представление о широте творческих интересов Вл. Соловьева – поэта, философа, литературного критика и публициста.
Собранные воедино его произведения разных жанров (стихи, письма, философские эссе) позволяют войти в круг идей великого мыслителя, оказавшего огромное влияние на русскую культуру.
Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / сост. В.В. Сапов. Москва: «Республика», 1994. 368 с. (Серия «Библиотека этнической мысли»)
Впервые в нашей стране публикуются основные произведения видного русского философа Бориса Петровича Вышеславцева (1877–1954), богатство и тонкость мысли которого современники относили к его «бесспорным достоинствам». В центре «Этики преображенного Эроса» находится традиционная для философов России тема столкновения этики долга и этики творчества, «этики Закона» и «этики Благодати». Эта тема исследуется философом с учетом открытий психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг) крупных достижений этической мысли XX века (М. Шелер, Н. Гартман и др.). В издание также включена его книга «Вечное в русской философии» – одна из самых глубоких работ по истории отечественной мысли.
Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами этики, философии и культуры.
Глухова А., Рахманин В. Политическая конфликтология: Учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. 295 с.
В учебном пособии излагаются проблемы новой учебной дисциплины – политической конфликтологии. Рассматриваются природа, специфические особенности, типы и динамика политических конфликтов, а также способы их урегулирования и профилактики. Использованы научные разработки западных и отечественных исследователей социальных и политических конфликтов.
Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам, научным работникам.
Бердяев Н. Судьба России / сост. К.П. Ковалев. Москва: «Советский писатель», 1990. 346 с. (2 экземпляра)
Без аннотации.
Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения: Пособие для изучающих историю философии. Москва: «Учебная литература», 1997. 480 с.
Настоящее издание органично сочетает в себе тексты первоисточников, добротные комментарии к ним и широкий методический материал по курсу «Введение в историю европейской философии» (программа курса, поурочное планирование, тесты для самоконтроля, темы семинарских занятий, докладов и рефератов).
Это, по существу, одно из первых в стране учебных пособий по истории философии, рассчитанное на предельно широкую аудиторию. В нее входят как учащиеся средних учебных заведений, студенты, учителя школ, преподаватели вузов, так и те, кто занимается изучение предмета самостоятельно.
Материал, представленный в книге, может быть использован в преподавании литературы, истории, обществознания, граждановедения, гуманитарных спецкурсов.
Царев Б.В. Исторический опыт: Проблемы освоения и мобилизации. Казань: ЗАО «Новое знание», 2001. 148 с.
В книге впервые в отечественной методологической литературе рассматривается проблема структуры и функций исторического опыта. Автор ставит ряд новых вопросов о методах включения исторического опыта в практику современной политической жизни.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений.
Шкопоров Н.Б. Ведическая психология как критик-синтетический подход к проблеме субъекта. Самара: Региональный институт самообразования, 2007. 557 с.
Эта монография является попыткой переосмыслить некоторые из считающихся традиционными и подразумеваемыми положений современной психологической науки, касающихся природы субъекта.
Основная идея этой работы заключается в том, что современная наука рассматривает субъективное в двух координатах: социальной и биологической. В ходе длительной истории исследования психическое – как предмет психологии – в известной мере утратило свое живое внутреннее содержание – реальность «от первого лица». Восстановление в правах этого утраченного сокровенного опыта субъекта, не передаваемого окружающим и исследуемого лишь по аналогии со своими собственным опытом как бы «от третьего лица», есть дело «третьего измерения» в исследовании проблем субъекта.
Другой вопрос заключается в том, что в системе внутреннего мира заметна некая постоянная составляющая, как внутренняя основа субъективности, которая в старой психологии именовалась «душой». «Нерастворимость» души в психических явлениях сопоставима с контрастностью состояния сознания перед лицом постоянно меняющихся психических образов. В этой внутренней константности состоит «четвертое измерение» субъекта.
Сокровенно-личное состояние субъекта может быть объективировано как особого рода постулат, имеющий в границах науки силу аргумента, равноправного с естественнонаучным. Так образуется в своем первом приближении теория двух постулатов, которую можно определить как дуалистическую. Есть основания полагать, что дуалистическая теория в изучении проблемы субъекта имеет гораздо больше возможностей, чем монистическая.
Критико-синкретический подход есть, в свою очередь, метод дуалистической теории, который состоит в том, что, подвергая сомнению общепринятые представления о субъекте, мы, вместе с тем, пытаемся объединить их с альтернативным направлением. Точки соприкосновения, казалось бы, несовместимых начал и выражает идею синтеза.
Книга рассчитана на психологов, философов, биологов и всех интересующихся вопросами альтернативной теории субъекта.
Иоселиани А.Д. Сборник методических рекомендаций, тестов и контрольных заданий по философии: Учебное пособие / гл. ред. Д.И. Фельдштейн. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 680 с. (Серия «Библиотека студента»)
В представленном учебном пособии по философии рассматривается история мировой философской мысли на разных этапах се развития, обсуждаются основные философские школы и направления, а также поднимаются актуальные философские и социокультурные проблемы.
Специфика учебного пособия, имеющего структуру электронного учебника, состоит в том, что каждая тема, обсуждаемая в нем, содержит три части:
1) текстовый материал, снабженный методическими рекомендациями;
2) материал для самоконтроля с заданиями в виде тестов и проблемных вопросов;
3) краткие комментарии к используемым в тексте терминам и философским категориям.
Учебное пособие адресовано студентам очной, заочной и дистанционной форм обучения и предназначено для преподавания философии.
Коран. Сказания, предания, притчи (Цитаты с комментариями) / сост. Х. Исмаилов. Москва: «Милосердие», 1991. 63 с.
Без аннотации.
Зеркало истории: Личность в истории: Сборник студенческих работ. Выпуск 2 / отв. ред. Н.И. Басовская. Москва: РГГУ, 1995. 120 с.
Российский государственный гуманитарный университет представляет второй выпуск сборника статей «Зеркало истории». В центре каждой статьи – тема человека, личности в истории, эпизоды жизни античных героев, средневековых религиозных мыслителей и поэтов, богословов и купцов XVII столетия, политических деятелей России XIX–XX веков.
Студенты, аспиранты, выпускники РГГУ размышляют над одной из самых важных проблем научного знания – личность человека в широком контексте нравственной, социальной жизни европейской цивилизации.
Для специалистов, студентов и спирантов.
Франческо Руффини. Религиозная свобода: История идеи. Выпуск 1 / пер. с итал. А.Н. Ильинского. Москва: ИВИ РАН, 1995. 144 с.
Настоящее переиздание книги Франческо Руффини не является репринтным, а потому имеет ряд особенностей. Редакторы книги изменили написание слов на современное (буквы ѣ, ъ в конце слов из текста убраны), устранили очевидные опечатки. Вместе с тем редакторы издания стремились сохранить стиль и дух перевода А. Н. Ильинского, сохраняя в тексте архаизмы и стилистические особенности переводчика.
Долгин А.Б. Экономика символического обмена. Москва: «ИНРА-М», 2006. 232 с.
Эта книга о культуре в цифровую эпоху. Во главу угла поставлена проблема потребительского выбора в условиях массового вброса коммерческой культурной продукции. Для ее решения автор предлагает создать социальный институт потребительской экспертизы, опирающийся на механизм коллаборативной фильтрации с участием денег. Теоретической основой для его построения служит экономика символического обмена – новая научная дисциплина, работающая с ресурсами личности: свободным временем, вниманием, символическим капиталом. С этой позиции анализируются самые разные секторы культуры – звукозапись, кино, мода и роскошь… Особое внимание уделяется «серым» рынкам, роли пиратов и спекулянтов, копирайту, экономической теории «звезд», рекламе, брендингу и т.д.
Амосов Н.М. Мое мировоззрение. Москва: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. 109 с. (Серия «Рецепты здоровья»)
Откуда взялась сложность мира? Что есть истина? Как работает разум – любой: животного, человека, общества? Какова судьба человечества? Существует ли «стрела прогресса» в эволюции мира? Какое счастье возможно для человека и общества, что нужно для этого делать и какова вероятность успеха? На эти и многие другие вопросы дает ответы видный ученый Н. М. Амосов.
Арутюнов С.А., Жуковская Н.Л. «Святые» реликвии: Миф и действительность. Москва: Политиздат, 1987. 109с.: ил. (Серия «Беседы о мире и человеке»)
Сотрудники Института этнографии АН СССР доктор исторических наук С. А. Арутюнов и кандидат исторических наук Н. Л. Жуковская в своей книге рассказывают о наиболее известных религиозных реликвиях в исламе, христианстве, буддизме, синтоизме, причинах их популярности у верующих. Авторы показывают, как и почему возникает культ реликвий, кому он служит.
Рассчитана на широкий круг читателей.
Скрипачева И.А. Город как культурная система: Монография. Тольятти: ТГУ, 2009. 336 с.
В предлагаемом издании представлен целостный феномен городской культуры и ее воздействие на социальные процессы, в том числе на формирование стратегических направлений развития современного города. Исходной концептуальной позицией стало новое понимание роли культуры в современном городе и преодоление институциональных барьеров в сознании субъектов культуры и городского социума, органов власти и бизнеса для реализации созидательного потенциала горожанина, нахождения компромисса между культурными запросами разных групп населения и общими целями культурной политики государства.
На примере крупного промышленного города Тольятти рассматриваются потенциал и специфические особенности молодого города, в котором возможно осуществление собственной модели культурной политики, опирающейся на определенные концептуальные основы.
Материалы и выводы исследования могут оказаться небезынтересными для студентов гуманитарных специальностей, а также подготовки специалистов в сфере индустрии культуры, искусства, образования, СМИ и иных сферах социально-культурной деятельности, влияющих на конструирование моделей городской культуры и ориентиры развития современного города.
Новиков А.И. Заговор справедливых: Для средней школы. Ленинград: «Детская литература», 1967. 167 с.
Это книга о мужественных и самоотверженных людях, которые осмеливались мечтать об обществе, где все будут равны и свободны.
Из каменных щелей средневекового Лондона, из тюремных камер Неаполя, из парижской мансарды и старого петербургского двора они увидели это справедливое общество будущего. За свою прозорливость и любовь к людям они жестоко поплатились. Но их идеи и мечты переходили по эстафете от поколения к поколению и пробуждали человечество к борьбе за свое освобождение. Многое из того, что едва различали сквозь века великие мечтатели Мор, Кампанелла, Фурье, Сен-Симон, петрашевцы, становится действительностью в мире социализма, в мире, где мы живем.
Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России. Москва: Издательство СГУ, 2006. 560 с.
Данная монография является первой попыткой обобщить опыт привлечения молодежи к участию в политическом процессе в России в начале XXI века, а также выявить перспективные формы политического участия молодых россиян. Актуальность темы обусловлена значительной ролью, которую играет молодежь в современной политической жизни страны.
Монография обладает как теоретической, так и практической значимостью. В ней представлен анализ привлечения молодежи к участию в выборах депутатов Госдумы РФ 2003 года, а также анализ современного состояния ее политической активности; показаны степень и характер влияния политических партий России на молодежный ресурс; подробно описан феномен лидерства в молодежном движении.
В работе представлена авторская концепция технологии привлечения молодежи к участию в современном политическом процессе; детально освещены другие прикладные аспекты привлечения молодых граждан страны к участию в выборах 2007–2008 гг., что делает монографию полезной для широкого круга читателей.
Монография будет интересна как студентам и преподавателям вузов (политологам, психологам, социологам и т.д.), так и исследователям российского политического процесса. Она представляет интерес для специалистов в области политического консалтинга, а также для российской политической элиты, представителей органов государственной власти, лидеров (руководителей) политических партий, общественных организаций (движений).
Новые вызовы свободе совести в современной России: Материалы Международной научно-практической конференции (26 июня 2012 г., Москва, Центральный дом журналиста) / отв. ред. Е.С. Элбакян. Москва: «Древо жизни», 2012. 168 с.
В книге, подготовленной на основе докладов и выступлений ученых на Международной научно-практической конференции «Новые вызовы свободе совести в современной России», состоявшейся 26 июня 2012 года в Москве, рассматриваются феномен антикультизма, его происхождение, идейные истоки, отличие от контркультизма. Антикультизм определяется как одно из явных проявлений нарушения принципов свободы совести. В ряду подобных нарушений находится также и использование так называемого «антиэкстремистского законодательства» для ограничения законных прав верующих ряда религиозных объединений, зарегистрированных Министерством юстиции России. Участники конференции также рассмотрели принципы независимой религиоведческой экспертизы, необходимой для подготовки объективных, свободных от конъюнктурных оценок экспертных заключений. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся местом религии в современном обществе, отношением государства с религиозными организациями, правоприменительной практикой в отношении религиозных меньшинств.
Новые взгляды в России: двадцать лет спустя: Материалы Международной научно-практической конференции (14 декабря 2012 г., Москва, Центральный дом журналиста) / отв. ред. Е.С. Элбакян. Санкт-Петербург, 2013. 240 с.
В книге, подготовленной на основе докладов и выступлений ученых, юристов, государственных служащих на Международной научно-практической конференции «Новые религии в России: двадцать лет спустя», состоявшейся 14 декабря 2012 года в Москве, рассматриваются различные аспекты феномена новых религий в России, критерии отнесения тех или иных религий к так называемым «новым религиозным движениям» (НРД), вопросы их типологии и место НРД в жизни современного общества. Проведенное специалистами сопоставление российского и зарубежного опытов методологического изучения новых религий позволило более объемно рассматривать этот феномен в условиях постсоветского социума. По мнению участников конференции, за последние два десятилетия, которые можно считать современным этапом присутствия новых религий в России, в их деятельности произошли заметные изменения, позволяющие судить об основных тенденциях в развитии этого феномена. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся местом новых религий в современном обществе, отношением государства с новыми религиозными организациями, правоприменительной практикой в отношении НРД.
Диалог цивилизаций и идея культурного синтеза в эпоху глобализации: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием / под ред. О.В. Воробьевой. Москва: ИВИ РАН, 2014. 127 с.
Без аннотации.