Строительство Волжского Автомобильного Завода было запланировано по ряду причин, но одной из главных потребность советского народа в покупке “народного автомобиля”. На тот период линейка доступных автомобилей в Советском Союзе была весьма скудной.
Тогда в целях реализации плана восьмой пятилетки ЦК КПСС и Совета Министров СССР 20 июня 1966 года было принято постановление о строительстве в Тольятти крупнейшего в стране автомобильного завода.
Выбор Тольятти как площадки для строительства автомобильного гиганта не был случайным. Географический, экономический и инфраструктурный потенциал региона стал одним из решающих факторов в выборе Тольятти в качестве места реализации такого масштабного проекта.
В 1964 голу советское правительство стало искать зарубежных партнеров. Рассматривались различные компании Европы, такие как Фольсваген, Рено, ФИАТ.
ФИАТ показался для СССР весь привлекательным, в связи с тем, что для СССР существовали многие преграды, начиная с того, что некоторые страны с внушительными автомобильными гигантами не хотели сотрудничать с коммунистической страной, вследствие эмбарго, наложенного на ввоз материалов и технологий в Советский Союз в ходе Холодной войны.
1 июня 1965 года было подписано соглашение о научно– техническом сотрудничестве в области автомобили строения между Государственным Комитетом Совета Министров СССР по науке и техники и акционерным обществом ФИАТ.
ФИАТ в 1966 году предложил проект завода, после переговоров весной этого же года был подписан Протокол в области разработки конструкции автомобилей и проекта автомобильного завода и его строительства в СССР.
С августа 1966 года Виктор Николаевич Поляков был назначен директором строящегося Волжского Автомобильного Завода, который возглавлял до 1975 года.
В 1946 году Виктор Николаевич в звании инженера-майора, пришел на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК) заместителем начальника цеха покрытий, и за 12 лет прошел путь до директора завода. В 1965 году он становится заместителем министра автопрома СССР, и формально находиться в этой должности он будет долго. В 1966 году, освободив его от министерских дел, назначают директором Волжского автозавода, с приставкой «генеральный», впервые в истории СССР, завода, который только предстояло создать.
Завод строился в условиях бесконечного аврала – автомобили нужно было начать выпускать к 100–летию Ленина, а сроки горели: цеха возводились с опозданием, оборудование монтировалось в три смены, иностранные партнеры не вовремя выдавали документацию.
Завод АвтоВАЗ Конвейер завода
И в центре этой битвы был Поляков, закаленный фронтовик: выбивал недостающие средства у Москвы, вел жесткие переговоры с ФИАТ, не уступая ни на йоту, и бесконечно подгонял подчиненных.
Наверное, именно в силу такого вектора, заданного руководителем завода, первые 6 автомобилей ВАЗ-2101 сошли с конвейера точно в срок – 19 апреля 1970 года (пусть и собранные полностью из итальянских комплектующих и отчасти напоказ, первые реально серийные машины в объеме 50 штук в день начали собирать лишь с 1 августа), а коллектив завода, задуманного итальянцами чисто как сборочный конвейер, запустив первые три модели обязательные по контракту с ФИАТом, уже к 1971 году проработал в эскизах проект революционного внедорожника ВАЗ-2121 «Нива».
Примечательно что в 1970 году волжский автомобильный завод посетил Генри Форд-младший (внук Генри Форда).
В 1975 году Поляков ушел с ВАЗа на должность министра автопрома СССР, но на все последующие годы остался истинно вазовским человеком, оказывая собственному детищу такую поддержку, какую только мог.
За особые заслуги перед городским сообществом Решением Тольяттинской городской Думы от 9 марта 1995 года №86 Полякову Виктору Николаевичу было присвоено звание «Почетный гражданин города Тольятти».
главный конструктор АвтоВАЗа
1 октября 1966 года Владимир Сергеевич Соловьев был назначен главным конструктором строящегося автомобильного завода в г. Тольятти, где проработал до 1975 года на ВАЗ. В юности он окончил с отличием автомобильный факультет Горьковского индустриального института по специальности «Автомобили». Свою карьеру он начинал с должности конструктора конструкторско–экспериментального отдела Горьковского автомобильного завода. Он принимал участие в разработке самых различных проектов: трансмиссии для танка Т–70, самоходной установки СУ–76М, агрегата трансмиссии легковых автомобилей ГАЗ–М–20 «Победа», ГАЗ–67Б, ГАЗ–69, ГАЗ–12 ЗИМ, ГАЗ–21 «Волга» и ГАЗ–24 «Волга». Участвовал так же в проектировании автомобиля ГАЗ–13 «Чайка». На посту главного конструктора автомобильного завода в Тольятти руководил работами по ВАЗ–2101, ВАЗ–2102, ВАЗ–2103, ВАЗ–2106, а также разработкой модели 1101 (прототип ВАЗ–1111 «Ока»). Но главной работой Соловьева на «ВАЗе» стало создание полноприводного автомобиля ВАЗ–2121 «Нива». В 1971 году по его предложению началось проектирование плавающего легкового автомобиля ВАЗ–2122. За свою деятельность В.С. Соловьев получил орден Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени и медали СССР и ВДНХ.
Автомобиль ВАЗ 2121 «Нива» Автомобиль ВАЗ 2122 Автомобиль ВАЗ 2101
Стоит отметить, что в Советский Союз были направлены европейские специалисты для строительства завода и обучения советских специалистов технологиям. Также советских рабочих отправляли на обучение на сам ФИАТ и на компании партнеры итальянского предприятия.
3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского Автомобильного Завода ударной комсомольской стройкой. На строительство ВАЗа было направлено более тысячи молодых специалистов.
Строительство ВАЗа было завершено на 3 года ранее чем было рассчитано по плану.
Первый автомобиль Жигули был спущен с конвейера в 1970 года, технической базой машины послужил ФИАТ-124.
22 декабря 1973 года официально завод был принят в эксплуатацию Государственной комиссией после выпуска миллионного автомобиля.
ВС СССР наградил ВАЗ орденом Трудового Красного Знамени.
Источники и литература
1.АВТОВАЗ: хроника основных событий, 1966–2006 гг. / ОАО «АВТОВАЗ», Дирекция по связям с общественностью; авт.-сост. Степанов А. Е. – Тольятти: ОАО «АВТОВАЗ». Тольятти.: Тип. ДИС ОАО «АВТОВАЗ»). 2006. – 615с.
2.Пихоя Р.Г. Историография истории волжского автомобильного завода // История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность. Материалы.
II Всероссийской научной конференции 26–27 октября 2005 г. / Отв. редактор Пихоя Р. Г. Тольятти, 2005. С. 11– 28.
3.Прокофьева Е. Ю. Историографический обзор истории отечественной автомобильной промышленности // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №2–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriograficheskiy-obzor-istorii-otechestvennoy-avtomobilnoy-promyshlennost.
Источники фото
http://vazbook.libavtograd.ru/mi-cat-legends/item/106-mat-soloviev
https://fishki.net/auto/1935984-istoricheskie-foto-zavoda-vaz-k-50-ti-letiju.html
https://www.drive2.ru/b/288230376151879725/