Необычные военные музеи мира

Они напоминают сцены из фильма «Доктор Стрейнджлав» или «Громовые птицы»: фотографии, сделанные Джейсоном Ларкиным, отличаются простотой и общей эстетикой, почти детской или снятой через призму Голливуда. Тем не менее, эти снимки были сделаны в военных музеях по всему миру, и они показывают, как разные страны помнят войну и вооруженные конфликты.

Однако британский фотограф не стремится связываться с политикой. Его серия Past Perfect, которая в настоящее время демонстрируется в лондонской галерее Flowers Gallery и будет опубликована в книге в конце этого года, больше сосредоточена на том, как эти музеи оформляют свои экспозиции.

В период с 2008 по 2016 год Ларкин побывал на Кубе, в Египте, Израиле, Великобритании, США и Вьетнаме, изучая, как музеи в каждой стране играют роль в конструировании идеологий и интерпретации культурной идентичности.

«У каждой страны свой способ представления прошлого и свой подход к музеям и экспозициям», – утверждает Ларкин, отмечая, что в Израиле гораздо больше внимания уделяется впечатлениям и меньше фактам и артефактам, большему погружению посетителя в историю.

Он обнаружил поразительные различия в подходах к хранению артефактов и памяти. Начав фотографировать целый ряд музеев в Египте, он сузил свой фокус, когда добрался до Израиля.

«Когда я находился там, я решил, что в таком месте, как Израиль, которое имеет столь противоречивую историю и пережило так много конфликтов в своем развитии, было бы правильнее сосредоточить серию на музеях, посвященных конфликтам, войне и военным во всех их обличьях».

На Кубе Ларкин пришел к иному выводу:

«Здесь все дело в революционерах, первых ста или около того, которые были частью первых волн революции – все, к чему они прикасались, что носили, везде, где они были, было превращено в своего рода мемориал и канонизировано в стеклянных шкафах, – говорит он. – Это способ представления прошлого, который действительно превращает этих людей в народных героев и легендарных личностей».

«Во Вьетнаме гораздо больше внимания уделяется реакции на артефакты. Здесь много скульптур, и много художников, которых нанимают, чтобы перестроить остатки войны, поставить танки друг на друга, превратить осколки в скульптуры».

Тем временем во Вьетнаме он фотографировал способы переосмысления оружия и военной техники. Это дает возможность сделать шаг назад и предоставляет более сложный взгляд на конфликт.

«Во многих местах мира есть музеи со своими особенностями, – рассказывает Ларкин. – Есть несколько музеев во Вьетнаме, которые стараются представлять экспонаты как можно более сбалансированно, а Имперский военный музей в Лондоне невероятно детализирован».

Тем не менее, есть много мест с другим подходом.

«Имперский военный музей в Даксфорде, недалеко от Кембриджа, это действительно только военная техника. Эти места существуют в основном для семейного отдыха. Они очень зрелищные, там проводятся грандиозные авиашоу, но большинство выставленной техники опасна или использовалась для смертельных последствий».

Но это не помешало фотографу остаться увлеченным:

«У меня годовалый ребенок, и когда я в последний раз был в Имперском военном музее в Даксфорде, я подумал: “Не могу дождаться, когда ему исполнится два или три года, потому что я обязательно приведу его на эти авиашоу, они потрясающие”».

Но способ представления информации может ввести в заблуждение.

«Только несколько избранных людей на самом верху решают, как будут выглядеть музеи, – говорит он. – В странах, которые я посетил, есть много людей, которые не согласны с тем, что находится в их музеях. Это просто то, что хочет сказать государство, или одна богатая влиятельная группа, или армия».

И то, что не сказано, может быть так же важно, как и то, что сказано.

«Чем просто устраивать выставки, где вы смотрите на механизмы гигантской бомбы и восхищаетесь инженерными достижениями, поставьте рядом табличку: “Это может уничтожить десять школ одновременно”, возможно, это заставит людей задуматься».

Даже визуальный стиль, в котором изображается война, имеет большое значение. Некоторые диорамы на снимках Ларкина напоминают игрушки, помещая сражения в неожиданный контекст.

«Есть что-то интересное в этой военной панораме, – замечает он относительно инсталляции в Музее войны в октябре 1973 года в Каире, – потому что ее нарисовали северокорейцы. Они построили этот музей для египтян, и их художники приехали, потому что у них есть похожая панорама в Пхеньяне».

Культурный фильтр на войну может означать, что музеи с менее явной идеологизацией на самом деле более влиятельны:

«Я думаю, что Америка сильно повлияла на восприятие войны для многих людей, мы узнаем американский военный джип раньше, чем любой другой вид военной техники, потому что он прочно закрепился в нашей визуальной памяти благодаря фильмам и комиксам».

В то время как подписи, в которых говорится о великой военной «победе», очевидны в своем намерении, Ларкин считает, что с эстетикой все гораздо деликатнее, это как поход в кино, когда тебя затягивает и ты думаешь: «Я не знаю, что произошло в этом фильме, хорошо это или плохо, но было интересно». И если вы делаете это достаточно часто с определенными сценариями, это становится формой пропаганды.

Ларкин надеется, что, фотографируя музеи таким образом, он сможет сформировать критическое восприятие. До этого проекта он никогда не подвергал сомнению музейное пространство: он принимал все за чистую монету и считал их мнение решающим.

«Вы должны задаться вопросом, почему они представляют его таким образом, – утверждает он. – Это как раз то, что позволяет фотография и искусство: я делаю снимки из повседневного мира, а затем демонстрирую их в другом месте, и надеюсь, что, делая это с определенным подходом и эстетикой, вы получите иной тип взаимодействия, чем тот, который вы получаете, находясь непосредственно в тех местах».

Однако, несмотря на необходимость подвергать сомнению официальные представления, существует и противоположная потребность – отделять факты от вымысла, особенно в эпоху «фальшивых новостей».

«В каком-то смысле это делает проект более актуальным, но, к сожалению, доходит до того, что правда уходит на второй план, – признает Ларкин. – Неожиданно для себя люди могут посмотреть на мой проект и подумать, что больше нельзя ничему доверять. Именно это и разочаровывает – куда нам двигаться дальше, и кто может вернуть нас в русло аутентичности?».


Источники и литература

  1. https://www.bbc.com/culture/article/20180105-the-worlds-unusual-military-museums