Они напоминают сцены из фильма «Доктор Стрейнджлав» или «Громовые птицы»: фотографии, сделанные Джейсоном Ларкиным, отличаются простотой и общей эстетикой, почти детской или снятой через призму Голливуда. Тем не менее, эти снимки были сделаны в военных музеях по всему миру, и они показывают, как разные страны помнят войну и вооруженные конфликты.
Однако британский фотограф не стремится связываться с политикой. Его серия Past Perfect, которая в настоящее время демонстрируется в лондонской галерее Flowers Gallery и будет опубликована в книге в конце этого года, больше сосредоточена на том, как эти музеи оформляют свои экспозиции.
В период с 2008 по 2016 год Ларкин побывал на Кубе, в Египте, Израиле, Великобритании, США и Вьетнаме, изучая, как музеи в каждой стране играют роль в конструировании идеологий и интерпретации культурной идентичности.
Он обнаружил поразительные различия в подходах к хранению артефактов и памяти. Начав фотографировать целый ряд музеев в Египте, он сузил свой фокус, когда добрался до Израиля.
На Кубе Ларкин пришел к иному выводу:
«Здесь все дело в революционерах, первых ста или около того, которые были частью первых волн революции – все, к чему они прикасались, что носили, везде, где они были, было превращено в своего рода мемориал и канонизировано в стеклянных шкафах, – говорит он. – Это способ представления прошлого, который действительно превращает этих людей в народных героев и легендарных личностей».
Тем временем во Вьетнаме он фотографировал способы переосмысления оружия и военной техники. Это дает возможность сделать шаг назад и предоставляет более сложный взгляд на конфликт.
Тем не менее, есть много мест с другим подходом.
Но это не помешало фотографу остаться увлеченным:
«У меня годовалый ребенок, и когда я в последний раз был в Имперском военном музее в Даксфорде, я подумал: “Не могу дождаться, когда ему исполнится два или три года, потому что я обязательно приведу его на эти авиашоу, они потрясающие”».
Но способ представления информации может ввести в заблуждение.
И то, что не сказано, может быть так же важно, как и то, что сказано.
Даже визуальный стиль, в котором изображается война, имеет большое значение. Некоторые диорамы на снимках Ларкина напоминают игрушки, помещая сражения в неожиданный контекст.
Культурный фильтр на войну может означать, что музеи с менее явной идеологизацией на самом деле более влиятельны:
«Я думаю, что Америка сильно повлияла на восприятие войны для многих людей, мы узнаем американский военный джип раньше, чем любой другой вид военной техники, потому что он прочно закрепился в нашей визуальной памяти благодаря фильмам и комиксам».
В то время как подписи, в которых говорится о великой военной «победе», очевидны в своем намерении, Ларкин считает, что с эстетикой все гораздо деликатнее, это как поход в кино, когда тебя затягивает и ты думаешь: «Я не знаю, что произошло в этом фильме, хорошо это или плохо, но было интересно». И если вы делаете это достаточно часто с определенными сценариями, это становится формой пропаганды.
Ларкин надеется, что, фотографируя музеи таким образом, он сможет сформировать критическое восприятие. До этого проекта он никогда не подвергал сомнению музейное пространство: он принимал все за чистую монету и считал их мнение решающим.
«Вы должны задаться вопросом, почему они представляют его таким образом, – утверждает он. – Это как раз то, что позволяет фотография и искусство: я делаю снимки из повседневного мира, а затем демонстрирую их в другом месте, и надеюсь, что, делая это с определенным подходом и эстетикой, вы получите иной тип взаимодействия, чем тот, который вы получаете, находясь непосредственно в тех местах».
Однако, несмотря на необходимость подвергать сомнению официальные представления, существует и противоположная потребность – отделять факты от вымысла, особенно в эпоху «фальшивых новостей».
«В каком-то смысле это делает проект более актуальным, но, к сожалению, доходит до того, что правда уходит на второй план, – признает Ларкин. – Неожиданно для себя люди могут посмотреть на мой проект и подумать, что больше нельзя ничему доверять. Именно это и разочаровывает – куда нам двигаться дальше, и кто может вернуть нас в русло аутентичности?».
Источники и литература
- https://www.bbc.com/culture/article/20180105-the-worlds-unusual-military-museums