Почему британцы ездят слева?

Вы когда-нибудь задумывались, почему британцы ездят слева? Для этого есть историческая причина; все дело в том, чтобы держать руку с мечом свободной!

В Средние века вы никогда не знали, кого встретите, путешествуя верхом. Большинство людей правши, поэтому, если справа от вас пройдет незнакомец, ваша правая рука будет свободна, чтобы использовать свой меч, если потребуется. (Точно так же средневековые замковые лестницы закручиваются по спирали по часовой стрелке вверх, поэтому обороняющиеся солдаты могли нанести удар вниз по повороту, а атакующие (идущие вверх по лестнице) — нет.)

Действительно, правило «держаться левой стороны» восходит к еще более древним временам; археологи обнаружили свидетельства того, что римляне везли телеги и повозки слева, также известно, что римские солдаты всегда шли слева. Это «правило дорожного движения» было официально утверждено в 1300 году нашей эры, когда папа Бонифаций VIII объявил, что все паломники, направляющиеся в Рим, должны держаться левой стороны.

Так продолжалось до конца 1700-х годов, когда для перевозки товаров стали популярны большие повозки. Эти повозки были запряжены несколькими парами лошадей и не имели кучерского сиденья. Вместо этого, чтобы управлять лошадьми, возница сидел на лошади сзади слева, тем самым оставляя свободной руку с хлыстом. Однако из-за того, что вы сидели слева, было трудно судить о встречном движении, с чем согласится любой, кто водил машину с левым рулем по извилистым улочкам Британии!

Эти огромные фургоны лучше всего подходили для широких открытых пространств и больших расстояний Канады и США, а первый закон о соблюдении правил был принят в Пенсильвании в 1792 году, а позже его примеру последовали многие штаты Канады и США.

Во Франции декрет 1792 г. предписывал дорожному движению придерживаться «общего» правостороннего движения, и позже Наполеон ввел это правило на всех французских территориях.

В Британии не было большого спроса на эти массивные повозки,  в британских транспортных средствах меньшего размера были сиденья, на которых возница мог сидеть позади лошадей. Поскольку большинство людей правши, водитель сидел так, чтобы его рука с хлыстом была свободна.

Заторы на дорогах в Лондоне 18-го века привели к принятию закона, согласно которому все движение на Лондонском мосту должно быть левосторонним, чтобы уменьшить количество столкновений. Это правило было включено в Закон о шоссе 1835 года и было принято на всей территории Британской империи.

В 20 веке было изменение гармонизации дорожных законов в Европе, и начался постепенный переход от левостороннего движения к правостороннему. Последними европейцами, пересаживавшимися слева направо, были шведы, которые отважно совершили пересадку за одну ночь в Dagen H, 3 сентября 1967 года. В 4:50 утра все движение в Швеции остановилось на десять минут, прежде чем возобновилось, но уже оно было правосторонним.

Сегодня только в 35% стран левостороннее движение. К ним относятся Индия, Индонезия, Ирландия, Мальта, Кипр, Япония, Новая Зеландия, Австралия и совсем недавно Самоа в 2009 году. Большинство из этих стран являются островами, но там, где сухопутные границы требуют изменения слева направо, это обычно достигается с помощью светофоров, мостов для переходов, системы с односторонним движением и т.п.


Источники и литература

Historic UK [Электронный ресурс]. URL: https://www.historic-uk.com/CultureUK/Why-do-the-British-drive-on-the-left/ (дата обращения 05.04.2023).